Cайт Южнопортового района

Этот День мы приближали, как могли...

Глава 1. Московская битва.
Глава 2. Блокада Ленинграда.
Глава 3. Сталинградская битва.
Глава 4. Курская дуга.
Глава 5. Освобождение советской территории.
Глава 6. Освобождение Европы.
Глава 7. Фронт за линией фронта.
Глава 8. На сопках Маньчжурии.
Глава 9. Звезда Героя.
Глава 10. Район в годы войны.

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru

ЭТОТ ДЕНЬ МЫ ПРИБЛИЖАЛИ, КАК МОГЛИ...
Великая Отечественная в датах и воспоминаниях ветеранов Южнопортового района

Глава 10. Район в годы войны


Великая Отечественная война прервала многое из того, что было начато в районе. Заводы срочно перестраивались на выпуск военной продукции, в больницах и школах организовывались госпитали. Еще в преддверии Второй мировой войны, в октябре 1938 г., на ГПЗ-1 было начато проектирование цеха по изготовлению боеприпасов. Тогда его назвали для конспирации «Цехом разных деталей» (ЦРД). Летом же 1941 г. (с августа по октябрь) оборудование завода было эвакуировано на восток и послужило основой для создания новых заводов: ГПЗ-3 в Саратове, ГПЗ-4 в Самаре, ГПЗ-5 в Томске, ГПЗ-6 в Свердловске (Екатеринбург). Каждая боевая машина нашей армии была оснащена подшипниками ГПЗ-1 и его филиалов. Завод освоил выпуск и других изделий для фронта, например, затворы к ППШ, пулеметные звенья, детали к реактивным системам залпового огня («катюшам»), минные взрыватели. Более 6 тысяч работников завода ушли на фронт. Домой с войны не вернулись около 2 тысяч подшипниковцев. C сентября 1941 г. Московский автомобильный завод им. КИМ вошел в корпорацию заводов, выпускавших легкие танки, а в октябре эвакуировался на Урал, где работал в составе «Уралмаша». Многие рабочие завода уже в 1941 г. ушли на фронт, в истребительные батальоны, работали на возведении оборонительных сооружений под Москвой. С 1942 г. в заводских корпусах организовали ремонт отечественных и иностранных грузовых автомобилей («фордов», «доджей», «Студебеккеров») и другой техники. А в 1943 г. здесь построили специальный автопоезд для ремонта танков на полях сражений и отправили его на фронт. Велозавод в годы войны осваивает выпуск военной техники: пусковых механизмов для основного армейского автомата ППШ, труб для пусковых установок реактивных систем залпового огня («катюша») и других точных механизмов. Работа во время войны над точными приборами во многом определила будущее завода. Ушли на фронт в истребительные батальоны, пожарные команды и части ПВО в самом начале войны и многие сотрудники ЦНИИТМАШа. А на крышах институтских зданий установили тогда 2 зенитные батареи. 15 октября 1941 г. началась частичная эвакуация института. На Урал, в городок Талый Ключ ушел первый эшелон с наиболее ценным оборудованием. А вскоре часть эвакуировавшихся сотрудников (411 человек) переехала в Свердловск, где организовала Уральский филиал ЦНИИТМАШа, занимающийся технической помощью заводам Урала и Сибири. В Москве же с 16 октября все исследовательские работы были прекращены, и был произведен перемонтаж оборудования для выпуска оборонной продукции. Изготавливались корпуса для «катюш», мины и снаряды, детали к автоматам ППШ, танковым моторам и многое другое. Кузнечный цех тогда изготовил 25 000 ножевых штыков, которыми вооружили московскую Пролетарскую дивизию. Перешел на казарменное положение в годы войны и хлебозавод. Здесь остались одни женщины, выпускавшие хлеб и сухари для армии и города. В первые же дни войны заключенных ГУЛАГа, работавших на строительстве Южного порта, срочно на баржах вывезли по Волге в Казахстан. Немцы, чтобы лишить Москву возможности эвакуироваться по реке, часто бомбили ближайшие к порту шлюзы - Перервинский и Трудкоммуны. Для их охраны на горе, на месте нынешней школы № 490, где когда-то было старое кладбище, поставили зенитки, которые кожуховцы быстро назвали «могильными». Первого начальника Южного порта Константина Александровича Пашкевича еще в 1937 г. репрессировали. Случайно из заключения ему удалось отправить письмо о своем аресте лично Р. Землячке, соратнице В.И. Ленина, которая сумела вырвать Пашкевича из рук ГУЛАГа. Именно он руководил эвакуацией через Южный порт. На баржи вместо песка грузили станки и оборудование, ювелирные изделия, коров, рукописи из Библиотеки им. Ленина. В Москву же через Южный порт поступало зерно, продовольствие, дрова (ежесуточно 10-12 тыс. тонн). Когда с началом войны из работников порта в действующую армию были мобилизованы почти все грузчики, механизаторы, инженеры, их заменили жены, дети... Да по спецмобилизации Моссовета в порт пришли работать около 200 человек... Сюда же, на базу снабжения Западного фронта, приходили работать выздоравливающие после ранения бойцы. Не все еще школы района к началу войны были полными (восьмилетними). Но даже в этих неполных школах первый выпуск не успел доучиться. Школьников с частью учителей эвакуировали в Подмосковье, а школьные здания превратили в госпитали. Стал госпиталем и роддом № 15. Особая судьба ждала 513-ю школу. С первых дней войны ее передали в распоряжение военкомата. Здесь был организован пункт мобилизации на фронт. А в 1942 г. в здании этой школы формировался 7-й гвардейский Нежинско-Кузбасский ордена Суворова механизированный корпус. Затем, до 1944 г., в школе размещался военный госпиталь. В 1944 г. здесь по решению Правительства была организована артиллерийская школа, которая выпускала в год по 250 специалистов и просуществовала до 1957 г. Как и по всей Москве, во время налетов немецкой авиации на крышах школ-госпиталей дежурили москвичи. Но в то тяжелое время страдать приходилось не только людям, но и зданиям. Авиабомба, взорвавшаяся рядом с 485-й школой, повредила стену и фундамент. Пришлось лечить не только раненых, но и здание школы-госпиталя. Кирпичная школа Стандартного городка в Кожухове была уничтожена полностью авиабомбой в самом начале войны. 12 декабря 1941 г. во время налета вражеской авиации упала авиабомба у входа в механосборочный цех ЦНИИТМАШа. Но особенно «заботились» вражеские летчики о машиностроительном производстве. На завод им. КИМ было сброшено более 1000 фугасных и зажигательных бомб. После Битвы под Москвой, после отхода фронта на Запад и особенно к концу войны жизнь района стала перестраиваться на мирный лад. Думали уже не только о ранах, но и о будущем. С мая 1942 г. возобновился планомерный выпуск подшипников на ГПЗ-1. В 1944 г. ЦНИИТМАШ совместно с Коломенским паровозостроительным заводом начал разработку нового массового паровоза «Победа» (впоследствии названного серией «Л»). Закончили разработку уже в 1945 г. 26 августа 1944 г. завод им. КИМ был переименован в Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА). А в июне 1945 г. решили вопрос о производстве новой малолитражки, и конструкторы приступили к разработке чертежей. И, наконец, в 1943-1945 гг. спешно строится Московский шинный завод. После 1943 г. стало пополняться машинами и механизмами и хозяйство Южного порта. К концу войны здесь уже работало 5 портальных и 4 плавучих крана, пневматическая установка для перегрузки зерна. Начал действовать портовый буксирный флот. А с 1945 г. из Германии стали прибывать трофейные краны на 2-15 тонн типа «Дерик-Хойст», стальные баржи (ранее у нас были только деревянные) завода «Тигр» на 150 и 300 тонн. Район постепенно залечивал раны. Налаживалась мирная жизнь. Но всегда будут помнить в районе тех, кто отдал жизнь за этот мир. Монумент Вечной славы в память о работниках 1-го Государственного подшипникового завода, погибших в годы Великой Отечественной войны, установлен в сквере напротив завода. Скульптура женщины со знаменем, пробитым пулями, олицетворяет Родину. На двух гранитных стелах увековечено 600 имен. Среди них: слесарь, Герой Советского Союза П. Романов, кузнецы Н. Ухловский и А. Шаваров, инструментальщики Д. Селезнев и В. Авдеев, токарь и партизан-подпольщик Л. Силин, 16-летний боец отряда народных мстителей И. Морозов. Авторы памятника, скульптор А. Новиков и архитектор Ю.Цветков, соорудили монумент в 1967 г. на средства трудящихся Пролетарского района. Это традиционное место встречи ветеранов в торжественные и памятные дни. Сегодня на территории нашего района проживают 2654 ветерана войны, в том числе 698 непосредственных участников боевых действий (из них 56 женщин), 265 инвалидов Великой Отечественной войны. В настоящее время в Юго-Восточном округе проживают 10 Героев Советского Союза, 4 полных кавалера ордена Славы. В Южнопортовом районе живет 1 полный кавалер ордена Славы.

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ