Официальный сайт управы Южнопортового района


Rambler's Top100

«МОСКОВСКИЙ ПОДШИПНИК» ОАО (115088, ул.Шарикоподшипниковская, д.13). Изготовление подшипников; часы раб.: 8.00-17.00, вых. - сб., вскр. - 675-90-00, 676-47-78.


Для нашего района ГПЗ-1 - больше чем просто завод. Семь десятков лет назад «Шарик» стал местным «градообразующим» предприятием: вокруг промышленного гиганта выросли жилые дома, магазины, детские сады и школы - все необходимое для рабочих и их семей. Сейчас с большим трудом верится, что на месте завода раньше было обширное болото с неблагозвучным названием Сукино и мутной «биографией» - по уверениям старожилов, в топи болотные разбойники прятали трупы убиенных. Концы в воду. Так это было или нет, доподлинно сказать не можем, однако то, что завод на бывшей свалке построили в рекордно короткие сроки, - факт исторический.

Рождение Колокол созывает на стройку 1-ГПЗ

Тогда, в 30-е, в СССР не было ни одного предприятия по производству подшипников. Детали, без которых не обходится ни одна машина, приходилось покупать за границей - за золото. Индустриализация, ввод промышленных гигантов, грандиозные стройки коммунизма - страна переживала тогда экономический подъем, подшипников требовались миллионы. Поэтому Высший совет народного хозяйства СССР в марте 1929 года постановил развернуть в Кожухове, близ железной дороги и строящегося Южного порта, масштабное строительство и образовал управление строительством «Шарикоподшипстрой».

В рабочее предместье стали прибывать комсомольцы-добровольцы, потянулись тысячи крестьян-сезонников. На стройке и дневали и ночевали. И уже через три года главная газета страны «Правда» сообщила: «Сегодня вступает в строй действующих гигантов Первый Государственный подшипниковый завод. Советские машины будут вращаться на советских подшипниках!»

Поскольку своих специалистов по производству подшипников у нас не было, пришлось прибегнуть к помощи капиталистов. Проект завода сначала разрабатывали в США, затем был подписан договор с филиалом «Фиата» фирмой «Рив». Несколько десятков наших инженеров проходили в Италии стажировку. Американцы же отнеслись к затее со строительством скептически: они не могли поверить, что москвичи уложатся в столь короткие сроки. Не верили и тому, что на заводе смогут организовать производство всех видов подшипников - не было принято это в мире, каждый завод специализировался на выпуске определенных видов этой продукции. Так что нам есть чем гордиться - дали мы тогда фору буржуинам! Уже в 1935 году ГПЗ-1 освоил выпуск более ста типов подшипников. И довольно долго еще оставался единственным предприятием в стране, производившим подшипники целиком из отечественных деталей. Перед войной ГПЗ-1 давал 90 процентов подшипников в СССР.

Война

Не будь 1-го ГПЗ - возможно, исход Великой Отечественной был бы совсем иным. Ведь, считай, вся военная техника, все поезда Советского Союза были оснащены подшипниками нашего завода. Когда враг был на подступах к столице, стратегически важное предприятие почти полностью эвакуировали. Производство оперативно развернули в тыловых городах - практически на пустом месте. Тогда, в военные годы, появились в стране ГПЗ-3, ГПЗ-4… Подшипниковцы в кратчайшие сроки освоили выпуск сугубо военной продукции - деталей для легендарных «катюш», снарядов, других видов боезапаса.

Но и в Москве заводчане не прекращали работу. Трудились в три смены. На крыше дежурили девушки из противовоздушной обороны - сбрасывали фугаски. Во время бомбежки пострадал один из «красных», как их называли, корпусов завода, были раненые…

Многие рабочие завода воевали на фронтах Великой Отечественной. В память о тех, кто не вернулся с полей сражений, в сквере напротив предприятия установлена стела.

После войны завод в кратчайшие сроки восстановил свои мощности. Лидером в отрасли ГПЗ-1 оставался еще многие годы.

90-е годы: на пороге краха

В 90-х годах, в пору экономических катаклизмов в стране, завод оказался на грани банкротства. Госзаказов уже не было, завод оказался вынужден сам искать себе покупателей. Почти всю продукцию приходилось отдавать по бартеру - «живых» денег в стране резко поубавилось. Начались массовые сокращения кадров, квалифицированные специалисты ушли с разваливающегося предприятия искать лучшей доли. Тяжким грузом висело жилищно-коммунальное хозяйство. Росли долги в бюджеты всех уровней. К тому же отечественного производителя стали активно «выдавливать» с рынка китайцы и бывшие собратья по СССР - украинцы, удерживающие благодаря дешевизне рабочей силы явно демпинговые цены. Перед бывшим флагманом отрасли отчетливо замаячила перспектива полного краха…

Трудное возрождение

Сказать, что самые тяжелые времена у завода позади, сейчас, пожалуй, еще рано. И все же о сегодняшнем положении дел на предприятии руководители говорят уже пусть с осторожным, но все-таки - оптимизмом.

Слесарь В.Зимаков - участник конкурса профессионального мастерства прошлого года Преобразования начались на ОАО «Московский подшипник» примерно полтора года назад. В то время несколько российских заводов, производящих подшипники, объединились в холдинг и создали Европейскую подшипниковую корпорацию. Крупнейшее предприятие холдинга - «Московский подшипник». Объединение позволяет координировать работу, у предприятий появилась некоторая специализация. Наш завод, например, сконцентрировал усилия на производстве крупногабаритных подшипников, которые используются на металлургических, горнообогатительных предприятиях, на предприятиях энергетического комплекса. Однако объединение в холдинг вовсе не исключает конкуренции. Хотя «Московский подшипник» в целом остается лидером в отрасли, по некоторым позициям собратья по холдингу его обгоняют. И это обстоятельство не может не стимулировать.

В начале этого года «Московский подшипник» возглавил Владимир Осипов. Сказать, что произошла кардинальная «смена состава» руководства, было бы не совсем верно: В. Осипов работает на этом предприятии уже четверть века, ранее был заместителем генерального по производству. Прежний генеральный директор Николай Плешаков теперь возглавляет торговый дом Европейской подшипниковой корпорации. С магазином эта структура не имеет ничего общего. Торговый дом - это своего рода служба маркетинга и сбыта, только задачи перед ней поставлены более широкие. Специалисты торгового дома оценивают потребности различных отраслей в продукции завода на ближайшие годы, формируют «портфель заказов». Торговый дом, имеющий представительства в регионах, напрямую работает с крупными заказчиками, такими, как ВАЗ, КамАЗ, с дилерами, число которых после ликвидации мелких фирм, кормившихся за счет завода, за последние полтора года сократилось до десятка. На завод вернулось подзабытое понятие «планирование». Только не социалистическое: здесь планируют работу исходя из потребностей партнеров. Перевыполнение плана - дело немыслимое.

Для того чтобы отечественный производитель «расправил крылья», необходимо сдержать поток некачественной, но дешевой импортной продукции. По инициативе депутата Государственной Думы от нашего округа Валерия Драганова в Правительстве началось антидемпинговое расследование. Об этом В.Драганов рассказал во время очередного визита на «Московский подшипник». Депутат, бывший главный таможенник России, уже сумел добиться снижения пошлин на ввоз импортного оборудования, в том числе и для производства подшипников, которое не выпускается в нашей стране.

Ныне завод вплотную приступил к осуществлению программы реконструкции. Программу намечено завершить в сжатые сроки - к 2004 году. Заводские конвейеры при этом ни на день не остановятся. В проектировании будущего завода - а это будет именно новый завод, совсем не похожий на сегодняшний, - участвуют не только отечественные специалисты. Используется опыт западных консалтинговых компаний, в частности немецкой фирмы «ФАГ», одного из мировых лидеров по производству подшипников. На эту компанию выбор пал потому, что у нее имеется опыт работы на территории бывшей ГДР, стало быть, ее специалисты не понаслышке знают, что это такое - наследие социалистического прошлого и как с ним бороться.

К слову: за многие годы на заводских складах накопилось столько «неучтенки», что новое руководство до сих пор не успело провести полную инвентаризацию фондов. Программа реконструкции весьма обширна и многогранна. Прежде всего требуется обновление оборудования. Я очень удивилась, узнав, что на «Шарике» есть станки, работающие еще с 1932 года! Необходимо снабдить рабочих современным инструментарием, обеспечить им комфортные условия труда…

Откуда поступают средства на модернизацию? Ведь кредиты в банке завод не берет - проценты просто неподъемные. Приток инвестиций обеспечивает холдинг. В этом году, например, в «Московский подшипник» вкладывается до $10 млн. Затем наступит черед других предприятий холдинга… Но на заводе ищут и собственные резервы для оптимизации производства. Главный на сегодня резерв - уменьшение производственных площадей, за аренду которых завод ежемесячно выплачивает миллионы рублей. В корпусе, где раньше размещалось заводоуправление, сейчас вовсю идет ремонт: здесь будет бизнес-центр, его намерены сдавать в аренду. Уменьшатся и площади цехов, поскольку станкам не нужно столько места, ведь подшипников сейчас производят раз в шесть меньше, чем в доперестроечные годы, когда и «оборонка» была на подъеме, и «мирной» техники выпускали немало. Кроме того, новые станки, которыми начинает вооружаться завод, гораздо компактнее и экономичнее, чем их предшественники. Так что после реконструкции производственные площади будут использоваться максимально эффективно - не сравнить с тем, что было раньше.

Кадры

В заводском холле красуется новенький автомобиль, на нем табличка, извещающая о том, что машину получит тот, кто выдвинет лучшее рационализаторское предложение. Призы за второе и третье места также весьма внушительны. Конкурс намечено проводить ежеквартально. Участвовать в конкурсе может любой работник предприятия - и рядовой рабочий, и генеральный директор. Причем рацпредложение должно быть обязательно внедрено в производство. Говорят, в последнее время местные кулибины стали проявлять большую активность: почувствовали, что их радение за производство может быть по достоинству оценено.

Пока еще рано говорить о том, что «Шарик» вернул свой былой престиж. Однако тенденция к тому наметилась. На родной завод стали понемногу возвращаться старые кадры - теперь предприятию вновь понадобились узкие специалисты. Зарплата у «дефицитных» рабочих выше, чем у остальных. Раньше на завод устраивались сплошь иногородние - теперь потянулись и москвичи: условия труда стали более привлекательными. Что особенно отрадно, приходит на завод молодежь, в основном выпускники профессионального училища №11, с которым «Московский подшипник» тесно сотрудничает.

Даже в самую лихую пору завод не расстался с объектами социальной сферы. Сохранились две загородные базы отдыха, работающие круглый год, детский оздоровительный лагерь, медсанчасть. Большую часть площадей Дворца культуры и техники сдали на 2,5 года в аренду - сейчас в нем идет нашумевший мюзикл «Норд-Ост». Однако кружки, спортзал, спортклуб работают, как и прежде.

Юбилейные торжества

29 марта, «Московский подшипник» отметил 70-ю годовщину своего рождения. Юбилей завода отмечали в каждом цеху. Кульминацией торжеств стал вечер во Дворце культуры. Его почетными гостями были более тысячи самых именитых заводчан, представители московских и федеральных властей, деловых партнеров «Московского подшипника», руководители крупнейших заводов - потребителей продукции предприятия-юбиляра: ГАЗа, АвтоВАЗа, «Северстали»… Специально к этому дню был снят фильм о заводе. Программу вели дикторы Е.Кочергин и А.Шатилова. В праздничном концерте участвовали Л.Лещенко, В.Винокур, Т.Овсиенко, группа «Лицей»…

Депутат Госдумы В.Драганов на «Московском подшипнике» Листая страницы архивов, можно найти фотографии, запечатлевшие поистине исторические моменты: вот на строительство 1-го ГПЗ приехал нарком Г.Орджоникидзе, а вот с пионерами встречается писатель М.Горький… Что и говорить, к уникальному заводу тогда было приковано всеобщее внимание. Теперь, спустя десятилетия, руководители завода стремятся к тому, чтобы предприятие снова стало первым - не только по порядковому номеру, но и по сути. Здесь утверждают, что подобная система: головная компания - управляющая компания - собственно завод - пока не работает ни на одном московском предприятии. Между тем она доказала свою эффективность во всех развитых странах.

Главным результатом реформирования на сегодняшний день является то, что заводу больше не грозит банкротство. Теперь над заводом не висит тяжкое бремя долгов: значительная часть их погашена, оставшиеся - реструктуризированы. То, что на «Московском подшипнике» думают о дельнейшем развитии производства, - большой шаг вперед. Будем надеяться, что кризисы в экономике нам больше не грозят, и наш «Шарик» встретит следующий юбилей полностью обновленным.

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ