Сайт Южнопортового района

ИСТОРИЯ РАЙОНА

История района до XIX века
Первые жители наших мест.
Крутицкий монастырь (Крутицкое подворье).
Симонов монастырь.
Клады нашего района.
Район в допетровское время.
Кожуховский поход
Петра I.

Район в XVIII веке.

Век девятнадцатый
Городские бойни.
Начало промышленности.
Конец Сукина болота.

В первой половине XX века
Формирование района.
Первые шаги предприятий района.
Социальная сфера нового района.
В годы войны.

Южнопортовый во второй половине XX века
Конец сороковых годов.
Годы пятидесятые.
Годы шестидесятые.
Годы семидесятые и восьмидесятые.

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru

Район в допетровское время

И еще одно событие XIV века «запомнил» наш район. Когда великий князь Дмитрий Иванович шел с войсками против Мамая на Куликово поле, то на берегу древней реки Угреши, над высокой сосной ему явилась икона святого Николая Чудотворца. Князь посчитал это счастливым предзнаменованием и после победы, в 1381 году, поставил здесь деревянную церковь во имя св. Николая и учредил иноческую обитель. Со временем Николо-Угрешский монастырь стал настолько известен, что к нему образовалась дорога из Москвы. Вот на месте этой дороги и по соседству с ней позднее возникли Угрешские улицы и проезды. Само же название Угреша имеет много толкований. Считают, что оно происходит от древнерусского слова «угрева» - помощь либо пришло из угро-финских языков и переводится как «луговая река». Наконец, в самом простом варианте название толкуют как «река угрей».

События следующего, XV века сохранил Новоспасский проезд, соединяющий сегодня улицы Большие Каменщики и Симоновский вал. Названа улица по расположенному на ней Новоспасскому монастырю. Название интересное. Ведь если есть Новоспасский, то где-то должен быть и просто Спасский? И он действительно был.

История, правда, начинается в 1282 году на другом берегу Москвы-реки. Там, как раз напротив Симонова монастыря, младший сын Александра Невского, князь московский Даниил Александрович, поставил деревянную церковь в честь своего святого Даниила Столпника. Постепенно здесь образовался Данилов монастырь. Старцы подобрались суровые, серьезные, умные. Сын Даниила Александровича, Иван Калита, любивший бывать в этой лесной обители, говорить со старцами, переселил самых умных из них поближе к себе во вновь отстроенный дубовый Кремль. Поместил он их рядом с собором Спаса на Бору, образовав Спасский кремлевский монастырь.

Через полтора столетия, при Иване III, тесно стало в Кремле, да и монастырское кладбище находилось под самыми царскими окнами. Поэтому в 1490 году и перевели старый Спасский монастырь на новое место, напротив Крутицкого подворья, где исстари селились гончары. И получил монастырь имя Новоспасского. А так как для строительства крепостных стен нового большого монастыря нужно было много рабочих, то и образовалась вскоре рядом с Новоспасским монастырем слобода каменщиков (теперь здесь улицы Большие и Малые Каменщики).

XVI столетие - время бурного образования ремесленных слобод в Москве. Именно тогда с юго-востока от Крутицкого подворья, там, где сейчас пролегли улицы Симоновский вал и Крутицкие переулки (вплоть до современной улицы Мельникова), расселились «черные люди» (пахари), служилые и монастырские ремесленники. В то время это была одна из самых чистых местностей при въезде в столицу. Ремесленники проложили здесь прямые улицы, замостили их деревянными плахами, положенными на бревна и устроили деревянные набережные (для этого толстые бревна тесно вбивали вертикально в берег).

Слободу уже в то время называли Арбатец. Сегодня от обширной слободы осталась лишь короткая улица, длиной около 100 м, ведущая от Симоновского вала к Крутицкому монастырю. Наша Арбатецкая улица - из одного семейства с Арбатом и с теперешним Дурасовским переулком, расположенным в районе Покровского бульвара (прежнее его название - Малый Арбатец). Принято считать, что происходит это странное нерусское название из восточных языков. А дальше сплошные гипотезы... По одной, Арбат - это сокращенное от Горбат ( по холмистой или извилистой местности). По другой, Арбат происходит от арба (будто бы торговали здесь либо делали телеги). По третьей, арбад - множественное число арабского слова рабад (пригород, предместье). Есть и четвертый вариант: в основе названия Арбат арабское слово рибаты (рабаты), что значит «гостиница, постоялый двор на большой дороге». Так что маленькая Арбатецкая улица родилась на Востоке.

Другой слободой, образовавшейся на территории нашего района в XVI веке, стала Ленинская слобода. Конечно же, Ленинской тогда она именоваться не могла. Называлась она Симоновой, так как селились здесь монастырские ремесленники: сапожники, воротники, квасовары, плотники, кузнецы. Селились охотно, ведь выгодно: пока приписан к слободе, и налогов меньше платить, да и повинности уменьшались. Но ведь не одни переселялись в слободу ремесленники, а с семьями, с хозяйством. И к XVII веку так много стало хозяйских дворов в слободе, что ее прозвали Коровьей. Так, с двумя именами - Симонова и Коровья - слобода и дошла до XX века.

В XVII веке появляется первое упоминание и о большой роще в районе Медвежьих озер, находившихся в излучине реки Москвы на территории современного завода ЗИЛ. От той рощи в районе заводских корпусов осталась лишь улица Тюфелева роща. Но до сих пор бассейн и бани около завода старожилы района называют Тюфелевскими. Однако в XVII веке роща называлась несколько по-иному, менее благородно. Здесь располагалась деревня Тухоля (по другим источникам, Тухлево, Тухолево). Деревня и роща в конце XVII века принадлежали одному из друзей Петра I, потешному князю-кесарю Ф.Ю. Ромодановскому. Здесь же, на окраине рощи, стоял и его загородный дом. А смысл названия теперь уже нетрудно угадать. «Тухоль» - так тогда называли затхлость, гнилую вонь. А тухлицей именовали вонючую соленую рыбу, весьма любимую крестьянами. Последние деревья Тюфелевой рощи были вырублены здесь в 1931 году в связи с возведением корпусов завода.

XVII век заканчивается для района бурно, под гром пушек. В 1694 году близ Кожухова Петр I провел большие маневры, часто называемые «Кожуховским походом». Эти маневры показали превосходство новых, потешных солдатских полков перед старыми, стрелецкими.

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ