Сайт Южнопортового района

ИСТОРИЯ РАЙОНА

История района до XIX века
Первые жители наших мест.
Крутицкий монастырь (Крутицкое подворье).
Симонов монастырь.
Клады нашего района.
Район в допетровское время.
Кожуховский поход
Петра I.

Район в XVIII веке.

Век девятнадцатый
Городские бойни.
Начало промышленности.
Конец Сукина болота.

В первой половине XX века
Формирование района.
Первые шаги предприятий района.
Социальная сфера нового района.
В годы войны.

Южнопортовый во второй половине XX века
Конец сороковых годов.
Годы пятидесятые.
Годы шестидесятые.
Годы семидесятые и восьмидесятые.

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru

Городские бойни

В XIX веке Кожухово и Дубровка разрастаются, население их увеличивается, хотя окружающая местность остается довольно заброшенной. Так, в 1816 году в Дубровке насчитывалось 30 дворов, в которых жили 111 крестьян мужского пола и 105 женского, в Кожухове - 88 дворов, 276 мужчин и 285 женщин. В 1858 году, накануне отмены крепостного права, в Дубровке насчитывалось 211 дворов и 600 с небольшим человек, в Кожухове - 221 двор и 662 человека. Сохранились интересные данные за 1884 год. Из них мы узнаем, что в то время в Дубровке было 2 трактира, 8 овощных лавок и несколько «заведений» (так называли мастерские - сапожные, столярные, портновские, серебряные).

Однако не лавками, трактирами и мастерскими и даже не крестьянскими домами определялся ландшафт местных земель. Известный москвовед Петр Васильевич Сытин, рассказывая о процессе застройки Москвы по плану города 1805 года, отмечает, что у Рогожской и Покровской застав и Крутицкого подворья «лежало пустынное болотистое место», а земля, взятая под выгон «по обе стороны Большой Коломенской дороги, лежит впусте» (Большая Коломенская дорога шла от Покровской заставы на юго-восток).

Тогда же, в начале XIX века появляются у северного края района и первые бойни. В 1805 году купец Кузьма Лаврентьев просил отвести землю под бойню у Калитниковского кладбища. И уже в 1810 году бойни стояли по обеим сторонам Коломенской дороги.

Проблема снабжения населения Москвы мясом становится одной из самых серьезных в XIX веке. Генерал-губернатор П.А. Тучков настаивал на передаче всего скотобойного дела в единые руки Городской администрации, в частности и для обеспечения должного санитарного надзора. Требованиям соответствующей обеспеченности водоснабжением и канализацией больше всех других удовлетворял участок земли между Покровской и Спасской заставами. В это же время инженером Гобрехтом был представлен проект создания городской канализации, по которому на Сукином болоте предположены были поля орошения и бассейны для скопления грязных вод зимой.

Важную роль в выборе места новых боен сыграло принятие в 1882 году закона, запрещавшего прогон скота по московским гужевым дорогам и улицам и требовавшего перевозить скот исключительно в вагонах по железной дороге.

20 июля 1886 года состоялась закладка городских боен, а 2 июня 1888 -го - освящение. Смотрителем строительства, а затем и управляющим городских боен был назначен бывший контролер Городской управы Д.Д. Ведеревский.

Городские бойни. 1900-1910-е годы Сооружение было грандиозным. Бойня включала более 50 зданий, 3 завода, специальную водокачку, скотопригонную площадку, загонные дворы, железнодорожные пути, поля орошения на Сукином болоте и прочее. Этот маленький городок занимал пространство около 200 десятин и обслуживался персоналом в 1000 человек. Строительство обошлось казне в сумму около 2,3 миллиона рублей.

Подъездные пути к бойням устроили от Покровской и Спасской застав через деревню Дубровку. Дороги, к ликованию местных жителей, были основательно замощены крепким булыжником и обеспечивали проезд круглый год.

Боенские поля орошения сначала устроили на Сукином болоте вблизи железнодорожной станции «Угрешская» и поначалу никак не оснастили. Лишь в 1912 году здесь была построена станция биологической очистки с непрерывно действующей системой фильтрации.

С пуском Городских боен вокруг них сложилось традиционное окружение - Новая конная площадь, Скотопрогонная улица и т.д.

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ