Сайт Южнопортового района

ИСТОРИЯ РАЙОНА

История района до XIX века
Первые жители наших мест.
Крутицкий монастырь (Крутицкое подворье).
Симонов монастырь.
Клады нашего района.
Район в допетровское время.
Кожуховский поход
Петра I.

Район в XVIII веке.

Век девятнадцатый
Городские бойни.
Начало промышленности.
Конец Сукина болота.

В первой половине XX века
Формирование района.
Первые шаги предприятий района.
Социальная сфера нового района.
В годы войны.

Южнопортовый во второй половине XX века
Конец сороковых годов.
Годы пятидесятые.
Годы шестидесятые.
Годы семидесятые и восьмидесятые.

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru

Начало промышленности

Во второй половине XIX века началось бурное развитие промышленности. Тогда-то и становится юго-восток Москвы главным промышленным районом. Во-первых, ветры в Москве дуют чаще всего с северо-запада, и потому предполагалось, что дым заводов не будет загрязнять городской воздух. А во-вторых, в середине XIX века именно сюда сходились первые железные дороги города. Недаром только с постройкой Окружной железной дороги в 1903-1908 годах появилась реальная возможность создания крупных предприятий по всему периметру города.

Станция «Угрешская» Московской окружой железной дороги А тогда, в самом конце XIX века, к предприятиям от ближайших железнодорожных станций подводили специальные пути. Так, 1 сентября 1894 года вступила в строй линия «Перово - Симоновская» протяженностью 8 верст 320 сажен, прошедшая по территории нашего района. А когда в 1908 году стало действовать 54-километровое кольцо Московско-Окружной железной дороги, появились станции «Угрешская» и «Кожухово». И уже 23 мая 1917 года Московская городская Дума постановила считать границей города Москвы Окружную железную дорогу.

Схема Московской Окружной железной дороги. 1908 год. «Поэзия с торговлей рядом,
Ворвался Манчестер в Царьград,
Паровики дымятся смрадом,
Рай неги и рабочий ад».

Петр Вяземский

Наш болотистый район далеко не сразу привлек внимание промышленников, хотя рядом с ним на рубеже веков быстро вырастают большие заводы. В 1889 году строится Сталелитейный завод Товарищества Московского Металлического завода (Ю.П. Гужон, Ф.К. Шотт, Е.И. Леблон, Ю.Ф. Флейснер) у Рогожской заставы (теперь это завод «Серп и молот»). В 1888 году вводятся в строй Городские бойни - крупнейшее предприятие в тогдашней Москве. В 1897 году начинает работу Литейно-механический завод Русского акционерного Электрического общества «Динамо». И, наконец, уже в 1916 году строится завод «Автомобильного Московского общества» (АМО-ЗИЛ).

Большие изменения внес XIX век и в названия улиц. Во второй половине века, с началом московского предпринимательства, появляется большое количество доходных домов, квартиры в которых домовладельцы сдают внаем. Поэтому улицы москвичи часто называют по именам домовладельцев.

А почему мы говорим про XIX век, что улицы «москвичи называли»? Разве не существовало официальных городских названий? В том-то и дело, что не существовало.

Вообще, в московских адресах был полный хаос. Иные обозначали их по полицейским частям и кварталам. Наш район, например, относился к XI (Рогожской) части, в которую входило три полицейских участка. Многие москвичи давали свои адреса по церковным приходам («у Мартына Исповедника») или слободам («в Симоновой слободе»). Часто и вовсе прибегали к каким-то совершенно случайным обозначениям: против такой-то церкви, против вдовьего дома, против пожарного депо и т.д. Нумерацию домов пытались завести в Москве в 90-е годы XIX века, но москвичи этот порядок, давно установившийся в Петербурге, упорно игнорировали. Пришлось даже прибегнуть к официальному запрету писать на воротах дома фамилию владельца.

Так, в устной речи местных жителей конца XIX века появилось странное географическое название - Восточная улица. Сегодня мало кто задумывается над тем, что Восточная улица находится относительно Кремля вовсе не на востоке, а на юге. И название получается не географическим. Просто здесь, между Симоновым монастырем и будущей Велозаводской улицей, находились склады Восточного акционерного общества. А так как местным жителям часто приходилось показывать дорогу к складам на этой московской окраине, то для удобства и закрепилось за улицей название Восточной.

А домовладельческих улиц в нашем районе было в XIX веке немало: Сосинские улица и проезд, Беленовский проезд, Живинская улица и другие (более подробно они обозначены в последнем разделе данного издания).

В 1899 году проводились местные обследования селений Московской губернии. На их основании можно составить достаточно полное представление о том, как выглядели в конце XIX века деревеньки Дубровка и Кожухово.

Поскольку Дубровка была ближе к городу, к промышленным предприятиям, то местных жителей в ней зарегистрировано лишь 75 семей (149 мужчин и 165 женщин). Зато «приписных», временно пришедших сюда на работу, было значительно больше: 3 039 мужчин и 1 649 женщин. Все это население Дубровки, составлявшее около 5 000 человек, селилось в 265 избах. Интересно, что грамотными из них были лишь 62 мужчины и 21 женщина.

В Кожухове соотношение местных и «приписных» иное: ведь деревня располагалась дальше от города. Местных крестьян здесь зарегистрировано 192 семьи (425 мужчин и 472 женщины), а посторонних - 139 мужчин и 86 женщин. Крестьяне Кожухова были побогаче (141 двор с огородами) и пограмотнее (умели читать и писать здесь 203 мужчины и 72 женщины).

На полях и огородах местные жители выращивали в основном картофель и капусту. В хозяйстве было немало коров, свиней, овец. Но занимались крестьяне не только огородничеством и животноводством. Многие из них промышляли ломовым (грузовым) или легким (пассажирским, «живейным») извозом, размоткой нитей, мелочной торговлей.

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ