Сайт Южнопортового района

ИСТОРИЯ РАЙОНА

История района до XIX века
Первые жители наших мест.
Крутицкий монастырь (Крутицкое подворье).
Симонов монастырь.
Клады нашего района.
Район в допетровское время.
Кожуховский поход
Петра I.

Район в XVIII веке.

Век девятнадцатый
Городские бойни.
Начало промышленности.
Конец Сукина болота.

В первой половине XX века
Формирование района.
Первые шаги предприятий района.
Социальная сфера нового района.
В годы войны.

Южнопортовый во второй половине XX века
Конец сороковых годов.
Годы пятидесятые.
Годы шестидесятые.
Годы семидесятые и восьмидесятые.

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru

Социальная сфера нового района

Московский трамвай 30-х годов В развивающемся промышленном районе стала необходимой устойчивая транспортная связь с остальным городом. До революции на территории нашего, тогда окраинного района общественного транспорта не было. Всех обслуживали многочисленные ломовые и «живейные» извозчики - местные жители. Да и в 1923 году, когда в Москве было восстановлено дореволюционное трамвайное движение, трамвай едва достигал границ нашего района. Маршрут № 28 ходил по короткому маршруту от Спасской (Крестьянской) заставы вдоль Камер-Коллежского вала до Симоновской слободы.

Первый же трамвай через наш район прошел только в августе 1931 года. Это был один небольшой вагончик 51-го маршрута, ходивший «челноком» (туда-обратно) по одноколейке от Симоновского вала (железнодорожного переезда) до улицы Машиностроения по Шарикоподшипниковской улице. Но уже через год в районе действовали три маршрута по нормальной двухколейной линии от станции «Угрешской»: № 40 - до Брянского (Киевского) вокзала, № 43 - до Богородского (село за Сокольниками), № 51 - до Воробьевых (Ленинских) гор.

А затем пошли трамваи и от Ленинской (Симоновой) слободы: № 41 - до Савеловского вокзала через Центр и № 46 - до Владимирского поселка (Новогиреево). Да по Остаповскому шоссе до боен стал ходить № 21.

Перед Великой Отечественной войной трамваи ходили уже к Курскому вокзалу, в Лефортово и к Новодевичьему монастырю, в Богородское и к Калужской заставе.

В это же время в районе появился и автобус № 30, ходивший от Кожухова до Верхних Котлов (по ул. Сайкина, через Автозаводскую, Даниловский мост и Варшавское шоссе).

Мощный промышленный район потребовал и развитой сети учреждений, обслуживающих семьи рабочих. Появляются сберегательные кассы, школы, больницы, магазины...

Первая сберегательная касса в Москве открылась 5 апреля 1842 года в здании Воспитательного дома на Солянке. А к 1914 году в Московской губернии (вместе с Москвой) имелось 416 сберегательных касс с 825 тысячами вкладчиков и 154 млн. рублей вкладов (в том числе в Москве - 112 млн.). Любопытно, что грамотных среди владельцев сберегательных книжек было к 1914 году 68 %, а около трети еще ставили в графе «личная подпись» крестик. Вклады, обеспеченные государственной гарантией, принимались тогда из расчета 3,6 % годовых.

После революции постановлением коллегии Наркомата финансов СССР от 16 июля 1923 года в составе Наркомата было образовано Главное управление государственных трудовых сберегательных касс. Эта дата и считается «днем рождения» современных сберегательных учреждений. В 20-х годах клиенты пользовались тремя основными видами вкладов: бессрочным, на срок от 3 до 6 месяцев и свыше 6 месяцев.

24 июля 1923 года и в нашем районе по адресу: ул. Восточная, д.11 открылась первая сберегательная касса cо счастливым, как здесь считают, № 13 (подробный рассказ о ней - впереди).

Многие граждане нашего района появились на свет в родильном доме № 15. Первых пациентов роддом принимал уже 8 мая 1937 года. Главным врачом тогда здесь был Дмитрий Израилевич Гимпельсон. Интересно, что пик рождаемости здесь был зарегистрирован в 1938-1939 годы. Тогда в год рождалось до 12 тысяч младенцев (для сравнения: в 1980-1981 годы эта цифра снизилась почти вдвое).

Больница № 13 - старейшая в нашем районе, построена еще в 1940 году. Первым был сдан корпус на 240 коек, в котором разместили хирургическое и травматологическое отделения.

Открылись до войны в районе также две библиотеки: основанная в 1933 году библиотека № 153, первоначально располагавшаяся по адресу: 1-я Дубровская, д. 8/12, и библиотека № 147, открытая в 1938 году.

Старейшие школы района начинают свою биографию также в 30-е годы, во время активной застройки района. В 1935 году одной из первых в районе была построена деревянная общеобразовательная школа. В 1937 году ее перестроили по типу немецкой гимназии (таких гимназий в Москве тогда было всего четыре). Теперь это школа № 513.

Тогда же, в 1936 году, появилась и школа № 469 на Новой Дубровской улице, в доме № 11 (теперь это улица Симоновский вал, дом 3). Первым директором здесь становится Мария Петровна Сутт.

А потом, одна за другой, вырастают мужская школа № 509 (1938 год) и школа № 485 в Стандартном городке (1939 год). Учились здесь дети рабочих первых предприятий района.

Еще более давнюю историю имеет специальная (коррекционная) школа № 530 для детей с проблемами в обучении. Первое документальное упоминание о школе относится к 1925 году, когда в небольшом особняке недалеко от Таганской площади была открыта, одной из первых в Москве, вспомогательная школа № 2. В дальнейшем ее переименовали во вспомогательную школу № 507, а сейчас это школа № 530, хорошо известная не только в своем округе и городе, но и в других городах и регионах РФ.

На хлебозаводе №10 «Пролетарец» в 40-е годы В 1933 году начал работать в районе хлебозавод № 10 им. А.Е.Бадаева. До войны он выпекал ржаной хлеб в буханках по полтора килограмма.

О тех, довоенных годах сегодня вспоминают старожилы района.

У Евдокии Михайловны Беспаловой в 1998 г. был юбилей - 95 лет. Сама она, можно сказать, «не местная». Ее взяли замуж из Коломенского, которое было тогда большим селом. Жители его выращивали для близлежащей Москвы картошку, капусту, морковку, огурцы, помидоры, свеклу и зелень.

Евдокия с малых лет сама ходила за коровой, работала в поле, на огороде и по дому все делала. Полюбила там же, в Коломенском парня. Но не удалось им соединить свою судьбу: его родители принадлежали к старообрядцам, крепостью веры которых издавна славилось Коломенское.

А тут посватался к ней Петр Андреевич Беспалов из деревни Кожухово. И переехала она через Москву-реку, которая казалась в те годы огромной и неоглядной. Свадьба состоялась в 1920 году в храме Пресвятой Богородицы Симонова монастыря.

Улица Сайкина в 50-е годы Петр Андреевич жил на нынешней улице Сайкина, бывшей в то время еще Живинкой, так как, говорят, там держали много животных. Поселились они в трехоконном домике с русской печью, сараюшками, пристройками и палисадником. Ничем этот домик не отличался от соседских. А практически все они были тоже Беспаловыми. У одного только свекра Евдокии было пятеро братьев, и все они с семьями жили в Кожухове. Многие держали коров. За травой ходили на Сукино болото. Таскали на себе мокрую траву. Отдых был один: выйти за ворота и посидеть на своей улице с соседками на лавочках.

3-я Кожуховская улица в 50-е годы. Теперь улица Трофимова Для мужчин же в Кожухове было иное развлечение - трактир на перекрестке 3-й Кожуховской и улицы Сайкина. Собирались там, обсуждали, кто что посеял, кто сколько выручил. Ведь кроме работы по хозяйству, мужчинам Кожухова приходилось зимой идти в отхожий промысел. С Москвы-реки они брали лед и на подводах возили в столицу, набивали там ледники. Когда не было этой работы, нанимались перевозить на своих подводах тяжелые грузы. Иные набивали у более зажиточных крестьян «дошники» - врытые в землю громадные кадки, где квасили капусту для продажи в Москве.

В годы индустриализации, когда Кожухово оказалось в кольце заводов, сюда из деревень хлынул поток людей устраиваться на работу. Коренные кожуховцы начали сдавать им под жилье сараюшки, подвалы, пристройки.

Студентов, а особенно студенток, среди жителей района почти не встречалось. Среди Беспаловых всего одна девушка училась в институте. Так, завидев ее, многие кричали: «Вон ученая пошла».

Во время войны, когда объявляли воздушную тревогу, ходили прятаться в вестибюль метро «Автозаводская». Спускались туда по деревянной шаткой лестнице - не было тогда еще эскалатора. Внизу соорудили нары, на которых все и размещались.

А после войны около метро «Автозаводская» устраивали огромные елочные базары, где играла музыка. Молодежь ходила туда отдыхать и любоваться огромной елкой. А для маленьких продавали особое мороженое. Оно было в специальных вафельках, на которых было оттиснуто имя. Можно было попросить мороженщицу найти мороженое с твоим именем. Но большую часть свободного времени молодежь Кожухова, Дубровок и других ближайших окраин проводила во Дворце культуры ЗИЛа.

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ