Сайт Южнопортового района

ИСТОРИЯ РАЙОНА

История района до XIX века
Первые жители наших мест.
Крутицкий монастырь (Крутицкое подворье).
Симонов монастырь.
Клады нашего района.
Район в допетровское время.
Кожуховский поход
Петра I.

Район в XVIII веке.

Век девятнадцатый
Городские бойни.
Начало промышленности.
Конец Сукина болота.

В первой половине XX века
Формирование района.
Первые шаги предприятий района.
Социальная сфера нового района.
В годы войны.

Южнопортовый во второй половине XX века
Конец сороковых годов.
Годы пятидесятые.
Годы шестидесятые.
Годы семидесятые и восьмидесятые.

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru

В годы войны

Великая Отечественная война прервала многое из того, что было начато в районе. Заводы срочно перестраивались на выпуск военной продукции, в больницах и школах организовывались госпитали.

Еще в преддверии 2-й мировой войны, в октябре 1938 года, на 1-ГПЗ было начато проектирование цеха по изготовлению боеприпасов. Тогда его назвали для конспирации «Цехом разных деталей» (ЦРД). Летом же 1941 года (с августа по октябрь) оборудование завода было эвакуировано на восток и послужило основой для создания новых заводов: 3-ГПЗ в Саратове, 4-ГПЗ в Самаре, 5-ГПЗ в Томске, 6-ГПЗ в Екатеринбурге. Каждая боевая машина нашей армии была оснащена подшипниками 1-ГПЗ и его филиалов. Завод освоил выпуск и других изделий для фронта, например, затворы к ППШ, пулеметные звенья, детали к реактивным системам залпового огня («Катюшам»), минные взрыватели.

Более 6 тысяч работников завода ушли на фронт. За героизм в Великой Отечественной войне 8095 были награждены орденами, 14505 - медалями. Домой с войны не вернулись около 2 тысяч подшипниковцев.

Петр Иванович Романов родился в 1918 году в селе Серебряные Пруды Московской губернии. Окончил фабрично-заводское училище при 1-ГПЗ и начал трудовую биографию слесарем. Cмелый и любознательный юноша, как и многие его сверстники, мечтал о небе.

После окончания Тушинского аэроклуба он с 1940 года служит в рядах Красной Армии, курсант военно-авиационного училища. С первых дней войны П. Романов попадает в дальнебомбардировочную авиацию. Уже в 1941 году его награждают орденом Красной Звезды, в 1942 году - орденом Красного Знамени, а в 1943 году - Отечественной войны I степени.

19 августа 1944 году ему присваивается звание Героя Советского Союза. К тому времени им уже совершено 209 боевых вылетов, сброшено 206 тонн бомб и 1,5 млн. листовок. Его самолет (Ил-4) помнит небо Данцига, Кенигсберга, Берлина.

18 апреля 1945 года во время налета на городок Альт Ансбер (место дислокации крупной группировки войск противника) бомбардировщик П. Романова (к тому времени заместителя командира эскадрильи) был подбит и загорелся. Никто из экипажа парашютами не воспользовался.

В 1965 году по ходатайству рабочих его родного завода и в связи с 20-летием Великой победы 8-я Кожуховская улица получила имя П. Романова. Сегодня мемориальная доска установлена на доме № 2, и в памятные дни школьники района приносят сюда цветы.

C сентября 1941 года Московский автомобильный завод им. КИМ вошел в корпорацию заводов, выпускавших легкие танки, а в октябре эвакуировался на Урал, где работал в составе «Уралмаша». Многие рабочие завода уже в 1941 году ушли на фронт, в истребительные батальоны, работали на возведении оборонительных сооружений под Москвой.

С 1942 года в заводских корпусах организовали ремонт отечественных и иностранных грузовых автомобилей («Фордов», «Доджей», «Студебеккеров») и другой техники. А в 1943 году здесь построили специальный автопоезд для ремонта танков на полях сражений и отправили его на фронт.

Велозавод в годы войны осваивает выпуск военной техники: пусковых механизмов для основного армейского автомата ППШ, труб для пусковых установок реактивных систем залпового огня («Катюша») и других точных механизмов. Работа во время войны над точными приборами во многом определила будущее завода.

Ушли на фронт, в истребительные батальоны, пожарные команды и части ПВО в самом начале войны и многие сотрудники ЦНИИТМАШа. А на крышах институтских зданий установили тогда 2 зенитные батареи.

15 октября 1941 года началась частичная эвакуация института. На Урал, в городок Талый ключ ушел первый эшелон с наиболее ценным оборудованием. А вскоре часть эвакуировавшихся сотрудников (411 человек) переехала в Свердловск, где организовала Уральский филиал ЦНИИТМАШа, занимающийся технической помощью заводам Урала и Сибири.

В Москве же с 16 октября все исследовательские работы были прекращены и был произведен перемонтаж оборудования для выпуска оборонной продукции. Изготавливались корпуса для «Катюш», мины и снаряды, детали к автоматам ППШ, танковым моторам и многое другое. Кузнечный цех тогда изготовил 25 000 ножевых штыков, которыми вооружили Московскую Пролетарскую дивизию.

Биография жителя нашего района Кузьмы Егоровича Селиверстова - короткая по прожитым годам, но озаренная ярким светом подвига и потому незабываема. Уроженец деревни Ольхи Плавского района Тульской области, простой деревенский паренек вырос в семье, любящей и ценящей знание. За ним он приехал к старшей сестре в Москву. В деревне успел поработать на тракторе, отсюда пошли любовь к технике и ее понимание. В Москве начал трудовой путь на ЗИЛе фрезеровщиком, по комсомольской путевке был направлен на строительство метрополитена. Но притягивали и завораживали синь и бездонность неба. И потому - аэроклуб, а затем летное училище.

Начало войны он встретил уже в должности командира звена. Одним из первых изучил МиГ-3. В 55-м истребительном полку, преобразованном впоследствии в 16-й гвардейский, которым командовал легендарный А.И. Покрышкин, Кузьма Егорович выделялся даже среди прославленных асов.

Первый самолет он сбил уже на четвертый день войны. А за неполные 4 месяца с 22 июня участвовал в 60 воздушных боях, отвагой и мужеством изумляя даже однополчан.

Указ о присвоении К.Е. Селиверстову звания Героя Советского Союза посмертно подписан 27 марта 1942 г. Память о нем увековечена в книге трижды Героя Советского Союза А.И. Покрышкина «Небо войны».

Перешел на казарменное положение в годы войны и хлебозавод. Здесь остались одни женщины, выпускавшие хлеб и сухари для армии и города.

В первые же дни войны заключенных ГУЛАГа, работавших на строительстве Южного порта, срочно на баржах вывезли на Волгу. Немцы, чтобы лишить Москву возможности эвакуироваться по реке, часто бомбили ближайшие к порту шлюзы - Перервинский и Трудкоммуны. Для их охраны на горе в районе нынешней школы № 490 на месте старого кладбища поставили зенитки, которые кожуховцы быстро назвали «могильными».

Первого начальника Южного порта Константина Александровича Пашкевича еще в 1937 году репрессировали. Случайно из заключения ему удалось отправить письмо о своем аресте лично Т. Землячке, соратнице В.И. Ленина, которая сумела вырвать Пашкевича из рук ГУЛАГа. Именно он руководил эвакуацией через Южный порт.

Выгрузка судов в Южном порту в 1941 году На баржи вместо песка грузили станки и оборудование, ювелирные изделия, коров, рукописи из Библиотеки им. Ленина. В Москву же через Южный порт поступало зерно, продовольствие, дрова (ежесуточно 10-12 тыс. тонн).

Когда с началом войны из работников порта в действующую армию были мобилизованы почти все грузчики, механизаторы, инженеры, их заменили жены, дети... Да по спецмобилизации Моссовета в порт пришли работать около 200 человек... Сюда же, на базу снабжения Западного фронта, приходили работать выздоравливающие после ранения бойцы.

Не все еще школы района к началу войны были полными (восьмилетними). Но даже в этих неполных школах первый выпуск не успел доучиться. Школьников с частью учителей эвакуировали в Подмосковье, а школьные здания превратили в госпитали. Стал госпиталем и роддом № 15.

Особая судьба ждала 513-ю школу. С первых дней войны ее передали в распоряжение военкомата. Здесь был организован пункт мобилизации на фронт. А в 1942 году в здании этой школы формировался 7-й Гвардейский Нежинско-Кузбасский ордена Суворова механизированный корпус. Затем, до 1944 года, в школе размещался военный госпиталь. В 1944 году здесь по решению Правительства была организована артиллерийская школа, которая выпускала в год по 250 специалистов и просуществовала до 1957 года.

Как и по всей Москве, во время налетов немецкой авиации на крышах школ-госпиталей дежурили москвичи. Но в то тяжелое время страдать приходилось не только людям, но и зданиям. Авиабомба, взорвавшаяся рядом с 485-й школой, повредила стену и фундамент. Пришлось лечить не только раненых, но и здание школы-госпиталя. Кирпичная школа Стандартного городка в Кожухове была уничтожена полностью авиабомбой в самом начале войны. 12 декабря 1941 года во время налета вражеской авиации упала авиабомба у входа в механосборочный цех ЦНИИТМАШа.

Но особенно «заботились» вражеские летчики о машиностроительном производстве. На завод им. КИМ было сброшено более 1000 фугасных и зажигательных бомб.

После Битвы под Москвой, после отхода фронта на Запад и особенно к концу войны жизнь района стала перестраиваться на мирный лад. Думали уже не только о ранах, но и о будущем. С мая 1942 года возобновился планомерный выпуск подшипников на 1-ГПЗ. В 1944 году ЦНИИТМАШ совместно с Коломенским паровозостроительным заводом начал разработку нового массового паровоза «Победа» (впоследствии названного серией «Л»). Закончили разработку уже в 1945 году.

26 августа 1944 года завод им. КИМ был переименован в «Московский завод малолитражных автомобилей» (МЗМА). А в июне 1945 года решили вопрос о производстве новой малолитражки, и конструкторы приступили к разработке чертежей. И, наконец, в 1943-1945 годах спешно строится Московский шинный завод.

После 1943 года стало пополняться машинами и механизмами и хозяйство Южного порта. К концу войны здесь уже работало 5 портальных и 4 плавучих крана, пневматическая установка для перегрузки зерна. Начал действовать портовый буксирный флот. А с 1945 года из Германии стали прибывать трофейные краны на 2-15 тонн типа «Дерик-Хойст», стальные баржи (ранее у нас были только деревянные) завода «Тигр» на 150 и 300 тонн.

Герой Советского Союза Владимир Васильевич Трофимов Район постепенно залечивал раны. Налаживалась мирная жизнь. Но всегда будут помнить в районе тех, кто отдал жизнь за этот мир. В 1966 году бывшей 3-й Кожуховской улице было присвоено имя Владимира Трофимова.

Уроженец Сумской области, Володя Трофимов после переезда семьи в Москву жил на 3-й Кожуховской улице в доме № 46. В Москве он пошел в школу и вступил в комсомол. Книгочей, отличник и спортсмен - таким запомнили его и в Куйбышевском пехотном училище, которое он окончил в августе 1943 года.

Под Орлом рядовой В. Трофимов получил первое боевое крещение, первую медаль « За боевые заслуги» и стал комсоргом роты. 18 января 1944 года он писал родителям с фронта: «Я очень прошу Вас всех, чтобы писали мне побольше о теперешней жизни в Москве». И в конце: «Иду в бой коммунистом». Этот бой стал для него последним.

Перед ротой была поставлена боевая задача: захватить высоту «230,9» в центре села, занятого гитлеровцами. Как комсорг роты, В. Трофимов поднял бойцов в атаку и возглавил ее. Даже после ранения он не покинул поле боя и первым ворвался на высоту. Но вскоре бой возобновился. Редели ряды товарищей Володи, кончились боеприпасы. Своей грудью закрывает Володя Трофимов командира роты старшего лейтенанта Духонина от неминуемой смерти.

Светлое имя Владимира Васильевича Трофимова, погибшего в 19 лет и ставшего Героем Советского Союза посмертно, носит теперь его родная улица (бывшая 3-я Кожуховская ).

Монумент Вечной славы в память о работниках 1-го Государственного подшипникового завода, погибших в годы Великой Отечественной войны, установлен в сквере напротив завода. Скульптура женщины со знаменем, пробитым пулями, олицетворяет Родину. На двух гранитных стелах увековечено 600 имен. Среди них: слесарь, Герой Советского Союза П. Романов, кузнецы Н. Ухловский и А. Шаваров, инструментальщики Д. Селезнев и В. Авдеев, токарь и партизан-подпольщик Л. Силин, 16-летний боец отряда народных мстителей И. Морозов.

Авторы памятника, скульптор А. Новиков и архитектор Ю. Цветков, соорудили монумент в 1967 году на средства трудящихся Пролетарского района. Это традиционное место встречи ветеранов в торжественные и памятные дни.

Много лет живет в районе Василий Павлович Волков - единственный кавалер трех орденов Славы в «Южнопортовом». Герой «Солдатских мемуаров» Константина Симонова, солдат, написавший камнем на стене рейхстага: «Вася Волков из деревни Ручьи», ушел на фронт в 1943-м, вскоре после того, как пришла похоронка на отца. В семье она была вторая: годом раньше погиб старший брат-моряк.

Войну он прошел с батальонным минометом БМ-82, на его счету 54 тысячи мин, выпущенных по врагу, последняя - 2 мая 1945 года.

Свой первый орден Славы Василий получил в Восточной Пруссии. Командир полка гвардии подполковник Рыбаков, представляя его к награде, писал: «В боях при наступлении на город Гросс-Тракенен 23-24 сентября 1944 года проявил мужество и отвагу. Невзирая на обстрел противника, под градом осколков продолжал точно наводить миномет на цель. Уничтожил две пулеметные точки противника и до десяти гитлеровцев. 27 октября, отражая вражескую контратаку, Волков меткими залпами своего миномета рассеял и уничтожил до 20 гитлеровцев, чем сыграл решающую роль в отражении контратаки».

Второй орден Славы нашел его под городком Жиргупенен. Раненый, не отходил от миномета до тех пор, пока противник не был выбит из населенного пункта. В жарких боях под Кенигсбергом, «ежеминутно рискуя своей жизнью», как написано в наградном листе, за три дня боев метким огнем своего миномета он уничтожил четыре станковых, два ручных пулемета противника, разбил три автомашины с боеприпасами и уничтожил более сорока немецких солдат.

Судьба словно хранила его. Он дошел до конца войны, и даже серьезных ранений не было, хотя себя никогда не жалел и сделал все, что мог, для Победы.

В 1978 году в школе № 513 был создан музей Боевой Славы, организатором которого стала директор школы Лидия Поликарповна Степанова. Благодаря усилиям ветеранов войны музей до сих пор пополняется новыми экспонатами.

Сегодня на территории нашего района проживают 6 623 ветерана войны, в том числе 1 055 непосредственных участников боевых действий (из них 75 женщин), 297 инвалидов Великой Отечественной войны.

Евгений Иванович Балашов родился в 1920 году в городе Рыбинске Ярославской области. Через три года семья переехала в Москву. Здесь Женя окончил автомеханический техникум. Тяга к технике, машинам проявилась у него очень рано. Он успешно совмещает работу на любимом Шарике с серьезной учебой и занятиями спортом: плаванием и стрельбой. О воинской службе он не мечтал, но жизнь распорядилась иначе.

В 30 -х годах, когда вся молодежь болела небом, не избежал этого увлечения и Евгений. Балашовскую авиационную школу он успешно окончил в 1942 году и стал летчиком штурмовой авиации. 139 боевых вылетов было сделано к концу войны штурманом полка, хотя в победном 45-м ему было всего 25 лет. О его полетах рассказывали легенды. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июля 1945 года Е.И. Балашову присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны Е.И. Балашов вернулся на 1-й Государственный подшипниковый завод, где долгие годы трудился инженером-конструктором.

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ