Сайт Южнопортового района

ИСТОРИЯ РАЙОНА

История района до XIX века
Первые жители наших мест.
Крутицкий монастырь (Крутицкое подворье).
Симонов монастырь.
Клады нашего района.
Район в допетровское время.
Кожуховский поход
Петра I.

Район в XVIII веке.

Век девятнадцатый
Городские бойни.
Начало промышленности.
Конец Сукина болота.

В первой половине XX века
Формирование района.
Первые шаги предприятий района.
Социальная сфера нового района.
В годы войны.

Южнопортовый во второй половине XX века
Конец сороковых годов.
Годы пятидесятые.
Годы шестидесятые.
Годы семидесятые и восьмидесятые.

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru

Конец сороковых годов

24 июня 1945 года на Красной площади состоялся Парад Победы. Война закончилась. Ощущение наступившего мира рождало необычайный подъем. Москва восстанавливалась на удивление быстро. Уже к 1947 году, когда торжественно отмечали 800-летие Москвы, город был практически восстановлен, а во многом уже и расширен.

Послевоенная история района - это постепенное формирование его современного состояния. Вместе со страной, вместе с Москвой район прошел восстановление хозяйства, переживал периоды «оттепели», «застоя», «перестройки» и постепенно принимал сегодняшний вид.

Конечно, важнее всего было быстро восстановить производство. Уже в первой послевоенной пятилетке 1-ГПЗ в 3,5 раза увеличил производство подшипников.

4 декабря 1946 года на Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМА) изготовили те первые 5 автомобилей «Москвич-400», проектирование которых началось еще в 1945 году. А с января 1947 года начался их серийный выпуск. На машине установили 23-сильный мотор, развивавший скорость до 90 км в час с расходом бензина 9 литров на 100 км. А затем новые планы, новые модели.

5 ноября 1945 года вступил в строй Московский шинный завод, построенный в 1943-1945 годах. В военное время сильно возросли потребности страны в автотранспорте, спешно открывались новые машиностроительные заводы, создавались их многочисленные филиалы. И все отечественные машины нужно было «обувать». А своего шинного завода не было. Шины приходилось покупать за границей. И вот 16 января 1943 года Правительство принимает решение стоить завод № 507.

Собственно, строить нужно было не завод, а помещения для него. Ведь весь комплекс оборудования уже был закуплен в Америке. Но оборудования было много, и площади пришлось искать большие. Причем разместить новый завод нужно было как можно ближе к московским автомобильным заводам - АМО (будущий ЗИЛ), МЗМА. А тут еще американцы поставили оборудование раньше обещанного срока. Так что времени на капитальное строительство не оставалось.

Тогда было решено использовать под первый цех шинного завода северо-западную часть 1-ГПЗ с прекрасным только что выстроенным четырехэтажным зданием (подшипниковый завод здесь уже свои производственные участки наметил и готовился поставить оборудование).

Московский шинный завод въехал в это здание, разместил американские агрегаты и 2 августа 1945 года выпустил первую автомобильную камеру. 25 сентября мастером сборочного цеха М.Е.Смирновым была собрана первая автопокрышка, а 5 ноября завод заработал полностью, выпуская шины для грузовиков ЗИС-5. И уже в 1947 году, когда Москва отмечала свое 800-летие, здесь была выпущена полумиллионная автопокрышка, а год спустя - миллионная. Тогда же завод начал производство и легковых шин для правительственных автомобилей ЗИС-110.

Сразу вокруг нового завода стали вырастать дома для рабочих. Так, местные старожилы вспоминают, что большой красный дом рядом с заводом по 1-й Дубровской улице строили пленные немцы. Здесь все было сделано аккуратно и добротно. А самое главное, близко к заводу.

А то первое четырехэтажное здание, с которого начинался завод, вскоре после войны отдали испанским ребятам, вывезенным в СССР в 1936-1939 годах. Многие из них так и остались жить в районе и работать на шинном и подшипниковом заводах. Открылся в 1949 году под Серпуховым и пионерский лагерь для летнего отдыха детей шинников.

Тогда, в пору становления (до 1955 года), возглавлял завод Владимир Петрович Чесноков. И именно его стараниями был подобран коллектив высококвалифицированных специалистов, составивших впоследствии ядро нового завода. Именно под его умелым руководством завод в 1950 году вышел на проектную мощность - 1527 тысяч автошин в год.

Появилось в районе в первые послевоенные годы и новое предприятие - бетонный завод № 3, который начал работать с 1946 года. За годы существования завод поставлял бетон на многие крупнейшие стройки столицы (выезд через Боровицкие ворота Кремля и мемориальный комплекс на Поклонной горе, пьедесталы памятников Жукову, Достоевскому и Петру I, торговый комплекс на Манежной площади и здание Московской мэрии, Бизнес-Центр у Пресни и Олимпийская деревня, Олимпийский комплекс «Детство и юношество» и Марьинский парк, Рублевская водопроводная станция и жилые комплексы в Бутове, Жулебине, Новокосине, Сабурове). До сих пор завод изготавливает товарный бетон самых высоких марок (до № 800 включительно).

ЦНИИТМАШ в первый послевоенный период сконцентрировал силы на тяжелом, энергетическом, транспортном машиностроении - там, где возникали наиболее сложные проблемы освоения крупногабаритных уникальных машин и агрегатов. Один только перечень сделанного в те годы поражает. Это мощные паровые турбины, гидротурбины, газовые турбины, сосуды высокого давления, сортопрокатные, листопрокатные и трубопрокатные станки, сверхмощные ковочные и штамповочные прессы, мощные и быстроходные дизели паровозов, тепловозов, электровозов, экскаваторов, бурильные установки, грузоподъемные краны, лифты, горнорудное оборудование и многие другие машины.

В 1946 году при Велозаводе, получившем тогда название «Мосприбор», начало формироваться проектно-конструкторское бюро радиоэлектронного направления. Деятельность именно этого, небольшого поначалу проектного бюро привела впоследствии к перестройке всей деятельности бывшего Велозавода.

Стал стремительно развиваться после войны и Южный порт.

Его возглавил тогда Борис Петрович Марисов - участник войны, кавалер многих правительственных наград. Этот энергичный руководитель, завоевавший громадный авторитет в коллективе и у руководства, сумел вывести Южный порт на уровень передовых предприятий города и страны. Южный порт наградили тогда орденом Трудового Красного Знамени, а сам Борис Петрович получил почетное звание «Заслуженный работник транспорта СССР».

Возвращался в мирное русло и быт района. Роддом № 15, в здании которого в годы войны размещался военный госпиталь, с 1945 года вновь вернулся к своим основным обязанностям.

В больнице № 13 в 1947 году возвели детский корпус на 110 мест для инфекционных больных (теперь это три детских отделения и реанимация для тяжелобольных детей). Второй терапевтический корпус на 240 пациентов построили в 1948 году. В нем разместилась неврология и кардиология. А в 1974 году был сдан новый хирургический корпус.

В послевоенные годы образовалось в Москве Всероссийское общество слепых (много их было после войны). Первичная организация этого общества, возникшая в 1947 году и позже получившая название «Южный порт», и сегодня продолжает работать в районе как межмуниципальное объединение.

Большинство членов общества - это люди пожилого возраста, прожившие долгую трудовую жизнь, много сделавшие для города. Вопросы социальной реабилитации, ориентирования, обучения чтению и письму Брайля для них чрезвычайно важны как гарантия самостоятельной жизни. Большое значение здесь придается организации содержательного и интересного досуга (тематические лекции, концерты, встречи, посещения театров, экскурсии).

Заслуженной популярностью не только в районе, но и в городе пользуется сегодня хор незрячих и слабовидящих, существующий свыше 30 лет. Хор - призер и дипломант многих конкурсов. В его репертуаре старинные и современные песни.

Все эти годы коллектив возглавляет Алексей Никитич Куликов - выпускник дирижерско-оркестрового факультета Московского университета культуры. И именно ему обязан хор своим профессионализмом и успехами.

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ