Сайт Южнопортового района

ИСТОРИЯ РАЙОНА

История района до XIX века
Первые жители наших мест.
Крутицкий монастырь (Крутицкое подворье).
Симонов монастырь.
Клады нашего района.
Район в допетровское время.
Кожуховский поход
Петра I.

Район в XVIII веке.

Век девятнадцатый
Городские бойни.
Начало промышленности.
Конец Сукина болота.

В первой половине XX века
Формирование района.
Первые шаги предприятий района.
Социальная сфера нового района.
В годы войны.

Южнопортовый во второй половине XX века
Конец сороковых годов.
Годы пятидесятые.
Годы шестидесятые.
Годы семидесятые и восьмидесятые.

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru

Годы шестидесятые

Сегодня историки называют шестидесятые годы «оттепелью». Многое тогда изменилось. Но еще больше было дано обещаний. Характерной чертой того времени выглядят многочисленные постановления правительства о запрещении строительства крупных промышленных предприятий в черте Москвы. Запрет запретом, а строительство и расширение заводов все продолжались. Строить их предпочитали силами «лимитчиков», которые по окончании строительства становились москвичами. И город все больше и больше превращался в мегаполис, а его граница все дальше отодвигалась от нашего района.

1960 год стал рубежным для Москвы: по окончании строительства Московской кольцевой автодороги (МКАД) ее сделали новой границей города. Наш район, таким образом, становился почти центральным. Бывшие деревеньки теперь перестали быть городской окраиной. Кремль стал гораздо ближе к ним, чем новые границы Москвы.

Площадь Крестьянской заставы в 60-е годы. В 1968 году столицу в который раз переделили, на этот раз на 29 районов. С Пролетарским районом теперь граничил по Южнопортовой улице новый Люблинский район, а по Шарикоподшипниковской и 1-й Дубровской - Ждановский (до 1948 года - Таганский). Таким образом, Дубровка в те годы находилась в Ждановском районе, Кожухово - в Пролетарском, а почти все Сукино болото - в Люблинском.

Больше всего изменений произошло тогда в Нагатинской пойме. К концу 60-х годов она была уже полностью реконструирована. Поперек старого, постоянно широко разливавшегося русла реки соорудили две дамбы. Одна предназначалась для большого проспекта от Таганки до Каширского шоссе (тогда он еще только планировался), другая - для продолжения Горьковско-замоскворецкого радиуса московского метро. Между этими двумя дамбами устроили большой пруд. Сегодня это любимое место рыболовов.

А в старом русле реки образовался большой залив. Здесь «поселили» Московское детское речное пароходство (улица Трофимова, 9). А для прохода судов вырыли новый спрямительный канал протяженностью 3,5 км и шириной 170 метров. Судоходство по нему началось 20 августа 1968 года.

В самой же пойме после подсыпки в 70-х годах свыше 1 млн. куб. метров грунта заложили парк (архитектор В.И. Иванов), который с удовольствием посещают в воскресные и праздничные дни жители близлежащих домов. Правда, парк пока не благоустроен и ждет своего хозяина.

А Нагатинский мост над спрямительным каналом построен по проекту архитектора К. Н. Яковлева и инженера А. Б. Дуганова в 1966 году, то есть раньше самого канала. Дело в том, что этот уникальный мост возводили на твердом грунте, и лишь потом под ним провели канал.

Длина моста 233 м, а ширина проезда для городского транспорта - 34,2 м. Пролетное строение выполнено в виде неразрезной железобетонной сборной балки, состоящей из блоков, соединение которых выполнено эпоксидным клеем. Подходы к мосту оформлены в железобетонных эстакадах, в которых устроены гаражи. Авторам проекта и строителям за сооружение Нагатинского моста и комплекса инженерных сооружений присуждена Государственная премия СССР (1976 г.).

Так решилась проблема транспортной связи Кожухова и Нагатина, куда добираться ранее приходилось кружным путем через Автозаводский (бывший Даниловский) мост. На это уходило около часа.

В связи с преобразованием транспортных магистралей района проложили и два путепровода (так называют автомобильные мосты над железнодорожными путями).

Сайкинский путепровод (по проекту архитектора К. П. Савельева и инженера З. В. Фрейдиной) сооружен в 1969 году через Малое кольцо Окружной железной дороги. Он соединяет улицы Велозаводскую и Сайкина. А Шарикоподшипниковский путепровод, соединяющий улицы Южнопортовую и Шарикоподшипниковскую, проложен в 1966 году. Он спроектирован архитектором К.Н. Яковлевым и инженером И. Ю. Аршавским.

В 1967 году 4-й Дубровский переулок переименовали в улицу Мельникова.

Федор Николаевич Мельников (1885-1938) - профессиональный революционер, рабочий, член партии с 1904 года. Во время Декабрьского вооруженного восстания в Москве он участвовал в боях на Пресне. А с 1907 года стал членом Рогожского райсовета, а потом (после Февральской революции) и исполкома Рогожского райсовета. С августа 1917 года Федор Николаевич входит в боевую пятерку по созданию Красной гвардии района. Тогда же его избирают гласным районной Думы. В Октябрьские дни он руководит отрядом красногвардейцев чаеразвесочной фабрики «Караван», участвует в боях в Лефортове.

Не отставали от территории района в своей модернизации и его предприятия. 6 декабря 1960 года с главного конвейера МЗМА сошел 500-тысячный автомобиль «Москвич», а 18 мая 1967 года - миллионный. А 25 октября 1968 года в связи с 50-летием ВЛКСМ завод переименовали в «Автомобильный завод имени Ленинского комсомола». Появилась привычная сегодня жителям района аббревиатура АЗЛК.

60-е годы - время активной перестройки работы на Московском шинном заводе. Здесь создают новые технологии, усиливают контроль за качеством продукции. В 1961 году на заводе были открыты два экспериментальных подразделения для отработки и изготовления опытных образцов шин и оборудования. На следующий год приступила к работе исследовательская лаборатория экономики и организации производства.

И результаты поисков не замедлили сказаться. Уже в 1963 году начали строить корпус А для производства больших грузовых шин и уже в 1967 году начали их выпуск. Тогда же на заводе появился первый Герой Социалистического Труда. Им стал машинист резиносмесительного подготовительного цеха М.А. Пчелинцев.

И, наконец, в 1968 году Шинный завод превысил проектную мощность в два раза. Здесь впервые в СССР была освоена линия вулканизации камер легковых автомобилей, создана отечественная линия поточной пооперационной сборки автопокрышек повышенной проходимости, полуавтоматическая линия вулканизации автопокрышек.

В 1961 году завод «Мосприбор» получил задание по освоению изделий нового поколения. Одновременно стремительно расширялась работа по космической тематике. Вскоре она уже вышла за пределы отдельного конструкторского бюро. Еще с конца 50-х годов в ЦНИИ перешли к разработкам сложных систем связи и управления космическими аппаратами в автоматическом режиме. Были заложены и апробированы основы разработки ряда систем класса «Космос-Космос», «Космос-Море», «Космос-Земля».

Коллектив ПКБ при заводе «Мосприбор» с 1960 по 1991 год возглавлял Георгий Иванович Сосна, участник войны, лауреат Государственной премии, внесший огромный вклад в становление коллектива.

Ниже Южного порта, на болоте, с помощью дамбы, у которой выгружали отходы литейного производства ЗИЛа, породу метростроя и другой грунт, подготовили территорию в 12 га для строительства новых причалов. Тогда же в Южном порту в строй было введено еще 10 новых портальных кранов. Объем переработки грузов вырос более чем в 4 раза. Увеличение же объемов жилищного строительства в Москве потребовало и значительного роста перевозок через порт строительных грузов. Порт успешно справлялся с работой.

Еще к 50-м годам стало ясно, что руководствоваться старым градостроительным планом Москвы, созданным в 1935 году, уже невозможно. Генплан 1935 года предусматривал прежде всего создание помпезного центра с грандиозным Дворцом Советов. На этот Дворец и должны были ориентироваться московские высотные здания. Однако в 50-е годы город сильно разросся, да к тому же стало ясно, что Дворца Советов не построить (вместо него соорудили открытый бассейн «Москва»). Поэтому в 1952 году был принят новый Генеральный план Москвы. Он в основном развивал идеи предыдущего. Но главным в нем уже стало развитие жилищного строительства на совершенно новых принципах. Здания теперь не строились по кирпичику, а собирались из крупных панелей и блоков. Целые комнаты теперь изготавливались из железобетона на заводах. Это позволило необычайно ускорить процесс строительства. Кроме того, от архитекторов стали теперь требовать не помпезности, а скорости и простоты. 60-е годы стали кульминацией такого блочного и панельного железобетонного строительства.

Тогда и появилось в нашем районе знаменитое Конструкторское бюро по железобетону.

Инициатором, организатором, а затем главным инженером и директором КБ стал Александр Александрович Якушев (1912-1979). Именно он, еще работая руководителем 1-го завода железобетонных изделий, убедил правительство создать КБ по железобетону. Оно начало работать в 1954 году на Рязанском шоссе у Карачарова. Через 2 года КБ переехало в Безбожный (Протопоповский) переулок, а с начала 1964 года находится на 1-й улице Машиностроения.

В КБ решались вопросы строительства по новейшим технологиям. Так, в 1957 году под руководством и по проекту КБ были построены первые крупнопанельные дома в Домодедове. В последующие годы аналогичные конструкции были применены для строительства школ и детских садиков, сельских общественных и частных зданий, пансионатов (в 1962 году КБ строит новый дом для родителей Юрия Гагарина в городе Гжатске - на родине космонавта).

В конце 60-х - начале 70-х годов все больше и больше городов внедряют разработки КБ. Это Мурманск и Сочи, Батуми и Минводы, Пятигорск и Хабаровск, Рига и поселки Саяно-Шушенской ГЭС. К 1967 году КБ ведет работы более чем в 60 городах и поселках. Появляются и новые разработки: сельские одно- и двухэтажные домики, двухэтажные квартиры и даже сейсмостойкие здания.

Так, в городе Дербенте в Дагестане по проекту КБ был построен первый 12-этажный сейсмостойкий дом. Да и в городах, пострадавших от землетрясений, восстановительные работы ведутся по проектам КБ.

7 января 1981 года конструкторскому бюро было присвоено имя А.А. Якушева, более четверти века им руководившего.

Произошли изменения и на районном хлебозаводе. Перевели, наконец, на газовое топливо печи. Замес теста теперь производился в тестомесильных машинах периодического действия (ХТШ), которые в 1953 году были заменены агрегатами Гатилина, а к 1960 году - агрегатами непрерывного действия конструкции Хренова. В 1968 году на заводе было внедрено также бестарное хранение муки.

Меняется в это время и социальное хозяйство района.

В 1966 году в больнице № 13 открыли четырехэтажный корпус поликлиники. А в 1963 году начала работу детская городская поликлиника № 61. До 1991 года она располагалась на 1-м этаже жилого дома по улице Петра Романова.

Первым главным врачом здесь стала Н.Н. Богданова, возглавлявшая коллектив 15 лет и затем работавшая врачом-педиатром детских дошкольных учреждений.

И сегодня поликлиника осуществляет медицинское наблюдение за детьми до 15 лет. У нее более 20 тысяч маленьких пациентов и около 3 тысяч из них - дошкольники.

С августа 1969 года работает в районе психоневрологический диспансер № 10. Здесь оказывают психиатрическую, психотерапевтическую, психологическую и логопедическую помощь пациентам не только нашего, но четырех соседних районов Южного округа Москвы (а это в общей сложности свыше 300 тысяч человек).

Первым главным врачом здесь был Эдуард Семенович Дроздов, впоследствии возглавивший наркологическую больницу № 17 и ставший главным наркологом Москвы.

60-е-70-е годы были отмечены необычайным увлечением спортом. Болельщики часами просиживали у радиоприемников, телевизоров, толпами собирались на стадионах. Каждая победа советских спортсменов тогда воспринималась как национальный праздник. Каждый уважающий себя завод старался построить свой, пусть небольшой стадион.

Старейшее и самое крупное спортивное сооружение нашего района - это спорткомплекс «Подшипник», база которого включает стадион с футбольным полем, беговую дорожку, волейбольную площадку, лыжную базу, несколько игровых залов во Дворце культуры и техники и зал борьбы «Кожуховец». До 90-х годов сборные завода были заметны на всех спартакиадах Москвы и РФ, хотя наиболее значительных результатов добивались воспитанники секций тяжелой атлетики, бадминтона. Неизменным уважением у болельщиков пользовалась футбольная команда.

Возникло устойчивое увлечение спортом и в общеобразовательных школах. С 1974 года работает в тесной связи с Детской юношеской спортивной школой Олимпийского резерва школа № 500. Сегодня в школе 5 спортивных классов со специализацией волейбол. А 26 декабря 1997 года бюро Исполкома Олимпийского комитета России наградило дипломом ОКР и Комитета «Фэйр Плэй» московскую общеобразовательную школу № 513 - «за целенаправленную работу по воспитанию подрастающего поколения в духе принципов «Фэйр Плэй», сохранение памяти о спортсменах-земляках и оказание посильной помощи ветеранам спорта».

Если в 50-х годах лицо каждой общеобразовательной школы в районе только определялось, то в 60-70-е годы уже многие школы района заявили о своей индивидуальности, неповторимости. Для одних это была связь с вузами Москвы, в других школах эта специфика проявилась в виде создания интересных школьных музеев. В школе № 506 создается группа «Поиск», которая пишет историю жизни героя-пограничника П.Д. Сайкина, посещает погранзаставу им. Сайкина, а пионерская дружина боролась тогда за право носить имя Сайкина. Многим сегодня памятны походы по местам боевой славы, встречи с ветеранами у костра, слеты и сборы.

А в школе № 1274 (79) музей В.В. Маяковского стал не просто частью воспитательной работы, но основой всей жизни школы на долгие годы. В школе с самого начала благодаря энтузиазму словесников и историков значительное место приобрело эстетическое образование и воспитание. А в 1965 году началась работа по созданию школьного музея В.В. Маяковского, и 14 апреля 1966 года музей был открыт. С тех пор вот уже 32 года он успешно функционирует как музей-клуб. Работа музея-клуба - это поиски материалов о Маяковском и других писателях, систематизация и изучение этих материалов, организация литературных выставок и проведение экскурсий по ним самими учащимися, литературные вечера, встречи, читательские конференции, диспуты, конкурсы чтецов и иллюстраторов, литературно-художественное творчество (ежегодно выпускается альманах «Маяковцы»). За прошедшие годы ребята побывали в Кутаиси и Багдади (на родине Маяковского), в Петербурге, Ярославле, Туле и Ясной Поляне, Орле и Спасском-Лутовинове, в Пскове и Пушкинских Горах, в Пушкинском Верхневолжье, в Нижнем Новгороде и в Болдине, в Калуге и Тарусе и во многих других литературных и исторических местах. С 1967 года регулярно, раз в два года, в школе проводятся вечера клуба «СОВА» (Спрашивайте-Отвечаем-Все-Абсолютно), где на многочисленные вопросы ребят отвечают писатели, журналисты, актеры, ученые. На этих вечерах неизменно торжествуют любознательность, правда, юмор, талантливость.

В 1981 году школе было присвоено имя В.В. Маяковского.

Создан был этот удивительный музей по инициативе директора школы Семена Рувимовича Богуславского - кандидата педагогических наук, заслуженного учителя Российской Федерации, участника Великой Отечественной войны, члена Союза журналистов РФ, автора многочисленных публикаций в газетах и журналах, научных сборниках. И еще - автора очень хороших стихов о школе, об учителях и учениках. Недавно он отметил свой 30-летний юбилей работы в этой школе.

«В свободный от уроков день
Иду по улице без цели.
И это вроде панацеи
В свободный от уроков день.
Не думать вовсе ни о чем -
Как соблазнительно бездумье!
Но это чистое безумье -
Не думать вовсе ни о чем.
Иду куда глаза глядят.
Иду, толпою обтекаем.
Мы сами не подозреваем,
Куда глаза у нас глядят.
Мои глаза глядят в меня,
А видят внешние предметы.
Обозначая их приметы,
Мои глаза глядят в меня.
А что во мне?
Все тот же класс,
И тот же шум, и те же лица.
И долго еще будет длиться
Все та же школа,
тот же класс.
Звонок.
Примолкли этажи.
Что ж мысль моя по школе бродит?
Что ищет,
что она находит,
Пока примолкли этажи?
Нет!
Мне себя не уберечь
От детского прикосновенья,
От муки
и от озаренья,
Пока живу,
- не уберечь.
А говоришь: свободный день.
А говоришь: идешь без цели.
О наши бедные лицеи,
Когда у нас свободный день...».

Семен Богуславский

В 60-е годы огромным успехом среди старшеклассников Пролетарского района пользовались вечера художественного слова, которые проводились в библиотеке № 147 на Велозаводской улице. В уютном зале можно было услышать любимые литературные произведения в исполнении лучших мастеров. Отрадно, что эта замечательная традиция сохранилась и в наши дни. За 60 лет услугами библиотеки пользовалось не одно поколение жителей района. Читатели с неизменной благодарностью вспоминают Н.В. Козарь, М.Э. Виноградову, Е.И. Шмелеву, Р.Д. Ибрагимову, которые стали для многих друзьями и советчиками. Семнадцать лет трудится в библиотеке Л.В. Букреева.

Официально годом рождения библиотеки № 149 считается 1961-й. Размещалась она тогда на 3-й Кожуховской улице. В новое помещение на улице Петра Романова библиотека переехала позже, в 1984 году. С первых дней работы библиотека стала молодежной. Почетные грамоты, которыми отмечена ее работа, бережно хранятся в архиве библиотеки. В 60-е - 70-е годы библиотеку возглавляли высококвалифицированные и опытные специалисты: директор З.А. Маричева (Евдокимова), В.М. Щедрин - зав. абонементом, И.П. Петухов - зав. читальным залом.

«Вечернею школою-десятилеткой
На четверть заполнен просторный перрон.
И вот из туннеля железной рулеткой
Навстречу нам вылетел поезд метро...
Девчушки-девчонки в цветастых косынках,
В чулках-паутинках - держите фасон!
Ваш приступ веселости прост и беспечен,
Как прост и беспечен ваш броский наряд...
Сегодня на «Шарике» - праздничный вечер,
Затейники, танцы и бал-маскарад...».

Илья Лапиров

Строительство кинотеатра «Свобода» Нам сегодня, в век индивидуальной видеотехники, трудно даже представить, какую роль играли в жизни города в 60-х - 70-х годах кинотеатры. Иногда это была единственная отдушина в сильно политизированной жизни советского общества. Районный кинотеатр «Свобода» встретил первых кинозрителей в 1962 году. У входа толпилась молодежь, зал не вмещал всех желающих попасть на киносеанс. Здесь проходили кинофестивали, недели тематических и республиканских показов, а в дни школьных каникул - специальные детские программы.

Так, постепенно изменяясь, проживал район десятилетия.

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ