Сайт Южнопортового района

ИСТОРИЯ РАЙОНА

История района до XIX века
Первые жители наших мест.
Крутицкий монастырь (Крутицкое подворье).
Симонов монастырь.
Клады нашего района.
Район в допетровское время.
Кожуховский поход
Петра I.

Район в XVIII веке.

Век девятнадцатый
Городские бойни.
Начало промышленности.
Конец Сукина болота.

В первой половине XX века
Формирование района.
Первые шаги предприятий района.
Социальная сфера нового района.
В годы войны.

Южнопортовый во второй половине XX века
Конец сороковых годов.
Годы пятидесятые.
Годы шестидесятые.
Годы семидесятые и восьмидесятые.

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru

Годы семидесятые и восьмидесятые

«Дома, дома - за рядом ряд,
Да столько, что не счесть их!
А много-много лет назад
Петр Первый муштровал солдат
На этом самом месте.
А десять-двадцать лет назад -
Я сам тому свидетель -
Бараки были тут, и - над
Убожеством их - дым и смрад
Гонял трудяга-ветер.
Теперь с больших афиш неон
Льет мягкий свет струистый:
На Дом культуры, стадион,
И на проспект, и на газон,
И на речную пристань. Когда бы Петр из праха встал,
Вкруг глянул вместе с нами,
То он, наверно б, не узнал
Местечко, где «шутил-играл»
С потешными полками».

Владимир Лякишев

Еще в шестидесятых годах, после того, как границей Москвы стала Московская кольцевая автодорога (МКАД), стало ясно, что город нужно организовывать по-новому. Нужен был новый генеральный план. После одиннадцати лет трудов и боев он был утвержден в 1971 году. Архитекторы разбили Москву на восемь планировочных районов: Центральный - в пределах Садового кольца - и семь ее окружающих. Каждый район мыслился как отдельный город со своим центром, культурными, торговыми и административными зонами. При этом центры всех районов архитекторы стремились связать с историческим древним центром Москвы широкими улицами или проспектами. Получалась своеобразная звездообразная структура. Полностью эта идея, к сожалению, не воплотилась.

Однако именно тогда каждый из московских районов стал приобретать свое лицо. А так как наш район исторически возникал как промышленный, то именно нужды предприятий продолжали определять здесь социальную политику. И его жители очень остро это ощущали на себе. В трудные годы рабочие районы все же лучше снабжались, чем Москва в целом. Но и жизнь в них была подчас труднее.

Сами же предприятия района продолжали стремительно развиваться. Это был пик их развития при старой партийно-государственной экономической системе. 70-е годы принесли много нового 1-ГПЗ. В 1971 году завод был награжден орденом Ленина. Более 6 тысяч работников завода отмечены государственными наградами.

Среди Героев Социалистического Труда был и директор завода А.А. Громов, прошедший с заводом большой трудовой путь от рабочего до главного инженера (в 1950 году) и директора (февраль 1953 года).

Еще с весны 1968 года на Сукином болоте у платформы «Текстильщики», где ранее были капустные плантации совхоза им. М. Горького, началось освоение новой промышленной зоны для АЗЛК. На болоте сняли плодородный слой торфа и вместо него по трубам намыли песок, доставленный на баржах в Южный порт. На песчаном основании и сваях соорудили главный корпус для сборочного и кузнечного производств, четыре четырехэтажных здания под столовую и бытовки, 14-этажный административный корпус с вычислительным центром, поликлиникой, здание музея завода. Тогда же к Южному порту провели железную дорогу, связавшую АЗЛК с сортировочной станцией «Люблино» и Московской Окружной железной дорогой.

13 сентября 1971 года было образовано автомобильное производственное объединение «Авто-Москвич», в которое вошли АЗЛК, завод «Мосавтоприбор» и завод автомобильных запасных частей - филиал АЗЛК в Кинешме. С 1976 года к ним присоединились радиаторный завод в Лихославле и в 1988 году - завод в Сухиничах. 29 сентября 1971 года с завода вышел первый «Москвич-412». В то время генеральным директором объединения стал В.П. Калашников, главным инженером - В.Т. Позднеев. И уже 16 августа 1974 года с главного конвейера сошел 2 миллионный «Москвич», а в 1975 году выпуск завода достиг 650 автомобилей в день.

В 1976 году на заводе был осуществлен переход на массовый выпуск нового автомобиля «Москвич» моделей 2138 и 2140. В 1986 году выпустили первую партию автомобилей «Москвич-2141». Этот автомобиль с передним приводом, скоростной, маневренный, вместительный, высокопроходимый, с достаточным запасом грузоподъемности был очень удобен для эксплуатации по любым дорогам.

В 1970 году Московский шинный завод торжественно отметил свое 25-летие. За прошедшие годы на заводе было внедрено 45148 рационализаторских предложений и 461 изобретение с экономическим эффектом в 40 миллионов рублей.

Однако производство продолжает стремительно развиваться. Здесь создается информационно-вычислительный центр, где разрабатываются программы обработки на ЭВМ данных по расходованию сырья и материалов, статистическому контролю качества автопокрышек. Это позволило в 1983 году ввести в эксплуатацию участок инспекции качества.

И в результате в 1986 году легковым шинам с маркой МШЗ присваивается знак Е - соответствие международным стандартам ООН. А завод награждают орденом Трудового Красного Знамени. Так завязываются международные связи со странами СЭВ, Латинской Америки, Африки.

В 1982 году за создание конструкции и освоение серийного выпуска шин для автомобиля «Москвич» ряд инженеров завода был награжден медалями ВДНХ СССР. А в канун 40-летия завода в 1985 году здесь учредили звание «Почетный ветеран труда Московского шинного завода».

Заботится завод в эти годы и о рабочих. Более 3500 работников переехали тогда в новые квартиры. Каждый четвертый ежегодно получал путевку в санаторий, дом отдыха или совершал туристическую поездку, все дети шинников были обеспечены путевками в пионерский лагерь.

А в Южном порту к 1980 году были смонтированы краны-гиганты. Портальный кран «Кондор» грузоподъемностью 40 тонн грузил большегрузные контейнеры международного стандарта. Краны «Ганц» и «Альбатрос» выполняли грузовые операции с тяжеловесами, металлами, навалочными и тарно-штучными грузами. Причалы порта тянулись уже на 2,2 км.

Уже в 70-е годы город начали захлестывать экологические проблемы. Решение их пока не казалось таким уж спешным. В машиностроении гораздо важнее было сделать производство более экономичным. Одновременно возросли требования к контролю за продукцией.

Поэтому в 1976 году на базе ЦНИИТМАШа было создано НПО по технологии машиностроения. На него возложили проведение фундаментальных, поисковых и прикладных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по разработке прогрессивных, экологически чистых и ресурсосберегающих технологий производства. Области металлургии и обработки металлов (сварка, обработка давлением, резание металлов), контроля качества и диагностики оборудования с этих пор становятся важнейшими для института.

Получает дальнейшее развитие военно-космическая деятельность конструкторских бюро на заводе «Мосприбор». С целью развития и обеспечения успешной эксплуатации военно-космических радиосистем различного назначения Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР 26 марта 1973 года был создан ЦНИИ «Комета».

Возглавил ЦНИИ Анатолий Иванович Савин, Герой Социалистического Труда, академик, лауреат Ленинской и трижды Государственных премий.

По мере успешного развития работ по космической тематике и внедрения их результатов институт организовал филиалы в Санкт-Петербурге, Вышнем Волочке, Киеве, Ереване, Аштаране, Алма-Ате, Рязани. Принятая в эксплуатацию в 1975 и 1978 году система «Космос-Море» до настоящего времени не имеет аналогов в мировой практике. В 1961-1979 годах в ЦНИИ создали систему «Космос-Земля» первого поколения, по своему масштабу стоящую в ряду самых грандиозных проектов из когда-либо осуществлявшихся в мире.

Не отставал от тяжелой промышленности и хлебозавод, где в 1975 году был запущен пряничный цех.

В 1985 году по проекту архитектора А.М. Рухлядьева вместо временного сооружения, находившегося на противоположном берегу с 1972 года на дебаркадере, на левом берегу Нагатинского канала построили Южный речной вокзал. Двухэтажное железобетонное здание вокзала, очень светлое благодаря использованию стекла, ориентировали вдоль берега и украсили в средней части башней со шпилем, традиционными для московских речных вокзалов.

Постепенно, хотя и не так быстро, как хотелось тогда жителям района, расширялась социальная сфера. В 1982 году в больнице №13 открыли хирургическое отделение на 300 мест, а в 1988 году - Центр амбулаторной хирургии.

Появилась еще одна детская поликлиника (№ 101), открытая на базе поликлинического отделения детской городской больницы № 12 в 1978 году. Первые 12 лет коллективом руководила Г.И. Степанова.

В 1986 году в Пролетарском районе Москвы как добровольное общество организовали Молодежный жилой комплекс «Кожухово». Первым председателем здесь был А.А. Азевич - выпускник МИФИ, ныне кандидат наук, член Совета самоуправления, руководитель компьютерного клуба.

Фонды на строительство жилых домов и объектов соцкультбыта для МЖК были выделены предприятиями-дольщиками. Но тогда, в 80-х, МЖК лишь набирал силу, строился. Жизнь здесь началась в полную силу лишь в 90-е годы.

Появилась в 70-х годах в районе и олимпийская чемпионка.

Галина Андреевна Степанская - жительница нашего района и героиня Олимпийских игр 1976 года в Инсбруке - воспитанница ленинградского спортивного общества «Труд». В 1976-1977 годах она стала абсолютной чемпионкой СССР по скоростному бегу на коньках и рекордсменкой мира. Дистанцию в 1500 метров на Олимпийских играх Г.А. Степанская преодолела за 2 минуты 16,58 секунды. Сегодня она - заслуженный мастер спорта, награждена орденом «Знак Почета».

С 1979 года появилась в районе Центральная детская библиотека, выросшая из отдела библиотеки № 85. У истоков детской библиотеки стояла О.Д. Дронова - выпускница Московского института культуры, в дальнейшем директор Центральной библиотечной системы Пролетарского района.

Отпраздновала новоселье в 1987 году в доме № 29 по улице Трофимова и библиотека № 153.

Свыше 30 лет возглавляла здесь коллектив Х. И. Хорошая, по инициативе которой и при поддержке директора и педагогов-словесников школы № 1274 (79) был создан клуб любителей поэзии.

В 1987 году по решению Политбюро ЦК КПСС в Москве начали создавать сеть кооперативных предприятий. Тогда-то и появился в нашем районе магазин «Грузия» (теперь ЗАО «Джорджия»). Все снабжение и руководство осуществлялось из Грузии (кооперативная собственность Цекавшири). Оттуда же рейсовыми самолетами, железной дорогой и автотранспортом поставлялись и товары. Магазин в то время сразу привлек внимание москвичей. И не только покупателей. Кооперация только доказывала свою состоятельность и способность конкурировать с государственной торговлей, и потому магазин часто посещали журналисты, с интересом следившие за становлением новых отношений.

В 1990 году коллектив в числе первых в районе перешел на аренду, а впоследствии и выкупил оборудование, оснащение, здание. Сегодня магазин известен в районе благотворительностью.

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ