Cайт Южнопортового района

ЖИЗНЬ РАЙОНА Календарь дат и событий Встречи администрации района с населением Заседания совета депутатов Перспективы Квартира, дом и двор ТСЖ Досуг в районе Закон и порядок Районная газета Куда обращаться, если возникла проблема Районный предприниматель Социальная защита Совет ветеранов Объявления

Rambler's Top100

КТО В ДОМЕ ХОЗЯИН?

Жилищный кодекс столицы


В январе 2010 года Мосгордумой был принят Закон «Основы жилищной политики города Москвы». Этот документ стал Жилищным кодексом столицы. Взяв за основу Жилищный кодекс РФ, принятый в 2004 году (№188-ФЗ от 29.12.2004 г.), разработчики московского закона постарались учесть специфику столицы и предоставить гражданам более широкие права в жилищной сфере.

Основные положения

Проект Закона «Основы жилищной политики города Москвы» был разработан в связи с необходимостью приведения столичного законодательства в соответствие с Жилищным кодексом РФ. Подобный закон был принят Мосгордумой еще в 1998 году. Несмотря на то, что впоследствии в него вносились изменения, большая часть норм закона устарела, поэтому возникла необходимость разработки его новой редакции. Данный документ Московская городская Дума рассматривала два с половиной года, после каждого чтения вносились новые поправки. В результате в законе нашли отражение вопросы, возникавшие в правоприменительной практике за последние 10 лет, потребовавшие правового урегулирования. Принятие документа стало важным шагом в продвижении к созданию городского жилищного кодекса, призванного завершить реформу столичного жилищного законодательства.

Законом определены цели жилищной политики:
- повышение доступности приобретения гражданами жилых помещений в собственность;
- создание условий для осуществления гражданами права на жилище и оказание им содействия в улучшении жилищных условий;
- создание условий для эффективного функционирования рынка недвижимости в жилищной сфере и развития сферы услуг по управлению, содержанию и ремонту жилищного фонда в городе Москве.

Все помещения по закону разделены на жилые и нежилые. Жилое помещение любой формы собственности может быть признано непригодным для проживания. Такие помещения по решению уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы переводятся в нежилые либо подлежат капитальному ремонту, реконструкции. Если непригодным для проживания является весь дом, то его могут признать аварийным. В этом случае дом подлежит сносу или реконструкции.

Для возможности временного переселения граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией домов, в которых они проживали, в городе создается маневренный фонд. Он также может использоваться при необходимости неотложного переселения граждан из аварийных домов, домов с опасностью обрушения, в случаях стихийных бедствий и иных чрезвычайных обстоятельств, представляющих угрозу их жизни или здоровью.

На помощь города могут рассчитывать граждане, проживающие в Москве в общей сложности не менее 10 лет.

Формы помощи различны:
- предоставление жилых помещений жилищного фонда города Москвы по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования;
- предоставление субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;
- приобретение в собственность жилых помещений жилищного фонда города Москвы с рассрочкой платежа, использованием заемных (кредитных) средств;
- предоставление или приобретение жилых помещений жилищного фонда города Москвы по другим законным основаниям.

Договоры найма - условия и возможности

Далеко не все жители столицы могут позволить себе приобрести жилье в собственность. В этом случае предусмотрена возможность найма жилья.

Гражданам, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилье, жилые помещения предоставляются по договорам социального найма, безвозмездного пользования.

Тем, кто состоит в трудовых отношениях с органом государственной власти Москвы или организацией (предприятием) столицы, могут предоставляться служебные жилые помещения из специализированного жилищного фонда.

Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия. Договоры найма, безвозмездного пользования жилым помещением заключаются на срок, определенный договором. Если срок не определен, договор считается заключенным на пять лет.

Наниматель, проживающий в жилом помещении по договору социального найма, с письменного согласия всех совершеннолетних членов семьи (в том числе временно отсутствующих), указанных в данном договоре, вправе вселить в жилое помещение супруга (супругу), своих детей, родителей. Вселение других граждан допускается только с письменного согласия членов семьи и уполномоченного органа исполнительной власти города, который вправе запретить вселение в случае, если размер площади жилого помещения на одного члена семьи станет менее учетной нормы жилплощади.

На вселение несовершеннолетних детей к родителям согласие уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы, а также членов семьи нанимателя не требуется.

При расторжении договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования жилыми помещениями уполномоченный орган исполнительной власти обязан предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения. Исключение составляет выселение граждан по решению суда. Тогда другое жилое помещение может не предоставляться.

Ряд статей закона посвящен социально незащищенным категориям граждан. Например, граждане-инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, пользующиеся креслами-колясками, состоящие на жилищном учете, обеспечиваются жилыми помещениями, оборудованными специальными средствами и приспособлениями, по договору безвозмездного пользования.

В законе предусмотрено предоставление вне очереди отдельного жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Оплата за жилье и коммунальные услуги

Отдельная глава закона посвящена правилам оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги. При проживании по договорам социального найма, найма, договору пользования жилым помещением в бездотационном доме, найма специализированного жилого помещения необходимо платить за пользование жилым помещением (плату за наем); содержание и ремонт жилого помещения (плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме); коммунальные услуги. Если помещение признано непригодным для проживания, то услуги по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме не оплачиваются. Граждане, признанные в установленном порядке малоимущими и занимающие жилые помещения по договору социального найма, освобождаются от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем).

Если квартира находится в собственности, то ее хозяин, проживающий в многоквартирном доме, обязан нести расходы и по содержанию, ремонту принадлежащего ему жилого помещения, участвовать в расходах по содержанию и текущему ремонту общего имущества дома соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество. В многоквартирном доме, где создано объединение собственников (ТСЖ, ЖСК), решение о размерах платы за содержание и ремонт жилого помещения принимается органами управления данного объединения, если иное не определено в его уставе. В многоквартирном доме, где не создано объединение собственников, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения определяется на общем собрании собственников помещений и устанавливается на срок не менее одного года. Если собственники помещений в многоквартирном доме не приняли решение о выборе способа управления домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается Правительством Москвы.

Оплата коммунальных услуг осуществляется по единым правилам, условиям, тарифам, действующим на территории города Москвы. Изменения платы и тарифов на коммунальные услуги могут осуществляться не чаще одного раза в год.

При невыполнении гражданином своих обязательств по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в течение более шести месяцев он подлежит выселению в судебном порядке из занимаемого жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам.

Малоимущие граждане могут рассчитывать на субсидию по оплате коммунальных услуг. Отдельным категориям граждан могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств бюджета города в порядке и на условиях, установленных правовыми актами столицы.

Поможет город

В отличие от прежнего закона города новый документ значительно дополнен современным содержанием. Так, в него включены новые положения по управлению многоквартирными домами. Разработчики исходили из того, что городское законодательство должно предоставлять гражданам более широкие права и возможности в реализации жилищных прав по сравнению с Жилищным кодексом РФ.

В ходе обсуждения особенно острым оказался вопрос о капитальном ремонте. Депутаты даже хотели исключить из документа нормы, регулирующие вопросы капитального ремонта, и принять отдельный городской закон. Дело в том, что и на федеральном уровне не существует пока определенной позиции по данному аспекту, в частности, по такому важному моменту, как возможность накопления гражданами средств для финансирования капитального ремонта в многоквартирных домах.

Но во время последнего чтения в закон были внесены поправки мэра Москвы. В частности, появились нормы, касающиеся капремонта жилья. Согласно одной из поправок, власти Москвы предоставляют бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов управляющим компаниям, товариществам собственников жилья и жилищным кооперативам в порядке, определяемом правовыми актами города Москвы.

С полным текстом закона, материалами по теме вы можете ознакомиться на информационно-справочном портале www.mpress.ru в разделе «Темы» (рубрика «Квартирный вопрос» и «ЖКХ»)

Опубликовано в газете "Наш район "Южнопортовый" № 12 (326), 2010 год

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ