Cайт Южнопортового района

ЖИЗНЬ РАЙОНА Календарь дат и событий Встречи администрации района с населением Заседания совета депутатов Перспективы Квартира, дом и двор ТСЖ Досуг в районе Закон и порядок Районная газета Куда обращаться, если возникла проблема Районный предприниматель Социальная защита Совет ветеранов Объявления

Rambler's Top100

КТО В ДОМЕ ХОЗЯИН?

Новь московской новостройки


Эта аббревиатура, кажется, прочно прижилась в Москве, но вот отношение к ней у жителей столицы по-прежнему очень разное. Первые в страхе заклинают: «Нет, только не это». Вторые, напротив, ничего другого себе не представляют, хотя пока только в теории. Третьи - их большинство - еще ни о чем не задумываются: им все равно. Все эти группы роднит одно обстоятельство: отсутствие собственного опыта.

Но есть уже и четвертая, пока очень немногочисленная группа. Это те, кто потихоньку - шаг за шагом - накапливает этот самый опыт, без излишней суетливости решает возникающие проблемы и спокойно идет дальше, не испытывая ни малейшей потребности в саморекламе. Вот почему об их ценнейших наработках мало кому известно.

Впрочем, не будем утомлять читателя загадками - речь, если кто еще не догадался, конечно, о ТСЖ. И, как выяснилось, не только где-то там, а у нас в районе тоже есть дома, собственники которых, создав товарищество, смогли разглядеть в таком объединении эффективный инструмент домоуправления, успешно работающий в интересах всех его членов.
Попробуем разобраться, как им это удалось.

Коль посравнить да посмотреть

С виду этот дом - 11, к.2 по улице 6-я Кожуховская - ничем не примечательная московская новостройка. Чтобы понять, что это не совсем так, председатель Наталья Пасека предлагает сравнить подъезды. В одном ремонт еще не начинали, а в двух других он уже завершен.

Разница действительно налицо. В подъезде без ремонта, конечно, чисто, дежурит консъерж, но больше глазу остановиться, пожалуй, не на чем. А вот у соседей уже с порога окунаешься в почти домашнюю, уютную атмосферу, где продуманный интерьер соседствует с возможностью для творческого самовыражения жильцов. Благодаря этому на некоторых этажах у лифта желающие организовали оранжереи, в холле первого этажа подъезда №1 висит герб России («У нас здесь проживают очень патриотичные люди»,- поясняет председатель), а на так называемой черной лестнице (здесь она, вопреки названию, очень светлая и чистая) - картины с видами столицы. Согласитесь, несколько непривычно даже для подъезда, по московским меркам, ухоженного. Но еще больше удивляешься, когда узнаешь, что все эти перемены произошли всего лишь за год.

На голодном пайке

Как и многие московские новостройки, этот дом сдавался без отделки, т.е. собственников встречали голые стены. Примерно столь же лаконично выглядел и интерьер подъездов.

Но время шло, жильцы постепенно обустраивались. И только подъезды упорно сохраняли первозданный вид. Более того, вскоре выяснилось, что их укромные уголки облюбовали бомжи, обитаемым стал и чердак.

- Не подумайте только, что наш дом был совсем уж бесхозным, - уточняет Наталья Пасека. - С самого начала здесь работала эксплуатирующая организация. Вода, свет, тепло подавались исправно. Дежурили слесарь с электриком. Но в большой организации и расходы, как обычно, большие. Потому никакими излишествами нас не баловали - все по минимуму.

И тогда она, не один год проработавшая главным экономистом в крупной компании, стала считать. И по расчетам выходило, что собственное управление могло бы дать немалую экономию («когда финансы находятся в твоих руках, ими можно очень эффективно управлять»). Поделилась этой мыслью с соседями. Так сложилась инициативная группа. А у будущего председателя появилась настольная книга - Жилищный кодекс. Сейчас, когда многие проблемы и сложности остались позади, на вопрос, что тогда, два года назад, было самым трудным, Наталья Витальевна, не задумываясь, отвечает:
- Убеждать людей.

Далеко не все верили, что новая форма управления может что-то кардинально изменить, в конце концов, ведь это не волшебная палочка. Но инициативная группа была терпелива и настойчива. В качестве аргументов приводились живые примеры. Вот, скажем, зимой консьержки замерзали и часто болели. Нужны более мощные батареи и утепление помещений, но управляющая организация не спешит с улучшениями (ответ один: нет финансирования на эти цели).

Надо сказать, что эксплуатационники, заметив активность инициативной группы, тоже начали свою агитацию. И тоже на примерах из жизни.
- В доме недалеко отсюда, - рассказывали они жильцам, - создали ТСЖ. И что получилось? Дом отключили от тепла и воды.

Вывод напрашивался сам собой: менять ничего не надо - иначе будет хуже.
Тем не менее с каждым разом инициативная группа набирала все больше сторонников.

Первый год - он трудный самый

Процесс регистрации товарищества, по мнению Натальи Витальевны, прошел достаточно легко, хотя за помощью они никуда и не обращались. Сложнее всего было заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями - «Моэк» и «Мосэнергосбыт». Как говорит председатель, для этого ей пришлось пройти «150 инстанций и согласований».

- Но об этом в доме мало кто знал, - подытоживает она. - Да и деньги на организационные нужды с жильцов решено было не собирать: не хотелось сразу же погружать людей в проблемы.

Хотя проблемы поначалу возникали даже там, где их никто не ждал. Например, управляющая организация, когда поняла, что от ее услуг по управлению товарищество решило отказаться, стала рассылать во все инстанции письма, выражая озабоченность возникшей ситуацией: мол, дилетанты не понимают, за какое серьезное дело берутся.

В результате одна за другой начались административные проверки.
- Но я себя дилетантом не считала, - говорит Пасека. - Последние лет 15 занималась как раз управлением, причем огромными активами. А тут всего-то жилой дом на 140 квартир.

Была и попытка при поддержке компании-застройщика создать в доме второе ТСЖ. Но у первого все документы оказались в порядке, и новое товарищество почило, так и не родившись.

Человеческий фактор со знаком «плюс»

И вот, наконец, ТСЖ «Гранит» пустилось в самостоятельное управленческое плавание. На работу приняли только нужных специалистов, в списке которых не оказалось даже бухгалтера - председатель была уверена, что с его функциями справится сама.

В числе первоочередных решений, принятых большинством собственников, было: оградить придомовую территорию и обеспечить круглосуточную охрану для безопасности имущественного комплекса, довести до эксплуатационных норм хозяйство подземного паркинга (есть у товарищества и такой), поскольку он был сдан строителями с большими недоделками, и, конечно же, озеленение и благоустройство придомовой территории.

Наверное, конечно, это хозяйство не сравнить с нефтяной компанией, где долгое время работала Наталья Пасека. Но, пожалуй, и совсем уже простым его тоже не назовешь. Но у председателя и правления было большое желание во всем разобраться. Наталья Витальевна не без гордости рассказывает, что раньше, когда автоматика управления немецкими насосами выходила из строя, управляющая компания всегда вызывала наладчиков из специализированной организации. Ну а члены правления предпочли более экономичный вариант: с помощью инструкции сами разобрались в параметрах и настройках системы управления и теперь настраивают ее самостоятельно.

Теперь, спустя год, глядя на то, как все здесь рационально организовано и продумано буквально до мелочей, с трудом представляешь, что сравнительно недавно на дверях подъездов этого дома не было даже домофонов, а жильцам приходилось организовывать ночные дежурства, чтобы как-то защитить себя от нашествия непрошеных гостей.

- Конечно, и сейчас наверняка кто-то чем-то все еще недоволен и хотел бы что-то изменить, - рассуждает Наталья Витальевна. - Не может быть такого, чтобы все думали одинаково. Однако в целом люди видят положительные перемены. При эффективном управлении, когда оплата подрядчикам и поставщикам коммунальных услуг производится только по факту и за выполненные работы, многое в доме удалось сделать за счет сэкономленных средств. И это, я считаю, главный итог первого года нашей самостоятельной работы.

Яна Ракитская

От редакции. Чтобы помочь желающим лучше разобраться в премудростях эффективного домоуправления, мы начинаем новую рубрику «Сам себе домоуправ», в которой на ваши вопросы будет отвечать Наталья Пасека. Рубрика будет появляться на страницах нашей газеты ежемесячно. А вопросы можно присылать на пейджер 660-10-55 (для абонента 87654).

Опубликовано в газете "Наш район "Южнопортовый" № 7 (297), 2010 год

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ