Сайт Южнопортового района

Рейтинг@Mail.ru

ЗЕМЛЯКИ

Марченков К.С. (народный артист России)

Народного артиста России, народного артиста Азербайджана Константина Савельевича Марченкова хорошо знают многие творческие коллективы нашего округа. Здесь, в Южнопортовом районе он живет, в Лефортове продолжает трудиться.

Его «открыла» великая Лепешинская. Трудолюбивый, упорный юноша, влюбленный в танец, подавал большие надежды. И действительно, в 16 он уже танцевал в труппе Большого театра. Правда, в то время шла война, и сценой частенько становились отнюдь не театральные подмостки. Одно из его фронтовых выступлений оценил сам маршал Конев. Юный артист исполнял героический этюд под музыку Скрябина, сложный танец, вобравший в себя целую серию образов. Огненным вихрем взлетал он над «сценой», которой служил кузов грузовика. После выступления к нему подошел маршал. Константин был смущен, робко протянул в ответ руку и сначала не поверил услышанному: «Присвоить звание лейтенанта». Это была первая награда за талант. Потом их было еще немало. В 24 года он стал заслуженным артистом РСФСР, в 37 - народным артистом.

Его любили, ему аплодировали, за ним гонялись пылкие поклонницы, одаривали цветами, просили автограф. Его сценические прозвища - «красавчик», «амурчик». Стройный, изящный, он носил одежду 44 размера. И при этом в танце легко поднимал своих сценических партнерш. А если спрашивали, как ему такое удается, отвечал: «Женщина - это весна, а весной все становится легче. Когда ее глаза смотрят на тебя с любовью, кажется, что и материальная масса уменьшается вдвое».

Человеческое тело он сравнивает с цветком. Раскрыть его - значит показать всю прелесть божественного создания. Правда, для этого одного таланта совсем недостаточно, надо много работать, тренироваться и часто во многом себе отказывать.

Все, кто когда-либо видел Марченкова на сцене, не сомневаются, что ему это удалось.

Знаменитый артист Рашид Бейбутов, директор Азербайджанского театра песни и танца, пригласил однажды Марченкова в Баку - всего лишь на гастроли. А вышло так, что Марченков, вмиг завоевавший сердца бакинцев, остался там на пять лет, и стал народным артистом Азербайджана.

Высокое напряжение жизни не прошло бесследно. К сорока пяти годам он «обзавелся» шестью (!) язвами желудка и, естественно, перестал танцевать. Но балет не оставил. В течение 19 лет работал балетмейстером в том самом училище, которое закончил в далеком 44-м. Сегодня он продолжает преподавательскую деятельность в самодеятельных коллективах и получил звание заслуженного работника культуры России.

Константина Савельевича редко застанешь дома. Он ведет активный образ жизни, принимает участие в составе творческих жюри, экзаменационных и конкурсных комиссиях. Жизнью своей доволен, хотя, бывает, пожалуется от имени всех пенсионеров-артистов. Многие из них живут сейчас скромно, почти бедно, аплодисменты и успехи остались в прошлом. Теперь же им мало кто помогает, но зато нередко обижают хамским окриком.

Но Марченков не из тех, кто поддается унынию.

- Девочки, стоп! Посмотрите, как вы держите кукол, как выглядят они у вас, пригладьте им головки, поправьте платьица. Смотрите, вот у Вали аккуратная куколка - не растрепана. Дай-ка, сюда, Олеся! Бережно, ласково надо держать. Так, и немножко повыше. Покачайте тихонечко, посмотрите на куколку, у вас же не мяч в руках, как у мальчишек, а куколка-дочка. Повторим фрагмент!

Это Константин Савельевич репетирует «Детство» с младшей группой своих «Славян». Так называется его театр-студия танца малых форм в Центре досуга и развития детей и подростков (бывший дом пионеров) на Лефортовском валу. Коллективу юных танцоров не меньше подошло бы наименование - «Дружба народов». У ребят не только русские, белорусские, украинские имена и фамилии, но и татарские, азербайджанские, туркменские… И в репертуаре - не только «Полонез» на музыку Чайковского, «Белорусская полечка» Чуркина, «Хороводная» Кузнецова, но, например, и адажио из балета Кара-Караева «Семь красавиц».

Константин Савельевич улыбается:

- Никакого противоречия я здесь не вижу, это как раз по-славянски: соединять, сплачивать, объединять всех людей вокруг прекрасных идей и благих дел. Детей обязательно надо учить танцевать. Танец - та же игра, в нем мы постигаем мир, учимся, пробуем себя. В нашем детстве в 30-е годы в московских школах, детских садах обязательно учили танцевать. Свои первые шаги в танце я сделал именно там, а в 1935-м первоклассником участвовал в Олимпиаде школьников. Их проводили в зале Чайковского, собирали детей со всей Москвы. Там на меня обратила внимание Ольга Васильевна Лелешинская - великая балерина и педагог. С нарисованными усами в серой черкеске я танцевал «Кабардинку». Усы ей очень не понравились, она приказала сейчас же их стереть, а меня пригласила в балетную школу Большого театра, чему я был рад несказанно, так как больше всего на свете любил танец, готов был с утра до ночи репетировать и всякий раз с волнением и радостью выступал на сцене, будь то сцена Большого театра или кузов грузовика с откинутыми бортами в составе фронтовой концертной бригады, международный конкурс или заводской Дворец культуры…

Работоспособность Константина Савельевича поражает. Готовя своих «Славян» к отчетному концерту, в весенние каникулы он занимался с ребятами ежедневно весь день.

Константин Савельевич организует танец как игру, и дети, танцуя, остаются в своей стихии. И на занятия они приходят с игрушками: куклы-мишки, обручи-мячи, цветочки-веночки-букетики...

Пока Константин Савельевич с младшими мальчиками в зале репетирует «Оловянных солдатиков» на музыку адажио Чайковского из «Щелкунчика», средние и старшие в разных концах водят мяч - не поймешь, то ли для тренировки, то ли для забавы. А вот уже просто игра: девчонки пускают свои обручи, раскручивая, чтоб вернулись назад: попробуй попади мячом. Кто-то крутит как хула-хуп, кто-то скачет. На диване собрались несколько маленьких девочек, не замечая кутерьмы вокруг, играют в куклы. Рядом две постарше заплетают косы малышке.

Константин Савельевич периодически выпускает из зала одних, забирает других на следующий танец. В общем-то с одобрением оглядывает ребят, иногда, правда, покрикивает: «Потише, музыку заглушаете!» Видно, что игры ребят не сердят и не тяготят.

- Наоборот, трудно было вначале, когда они не играли, - смеется он. - Сказал бы мне кто лет 20-30 назад, что детей придется учить играть, ни за что бы не поверил. Но сейчас действительно приходится этим заниматься. Дети очень мало играют между собой. Видно, что и взрослые с ними не играют. Их учат, тренируют, натаскивают. Они очень серьезны, нередко весьма ответственны, чаще всего старательны, но в массе своей гораздо менее музыкальны, чем были их родители в детском возрасте, заметно уступают им в координации движений. Заставить их улыбаться, а уж тем более рассмеяться намного трудней, чем бывало прежде. Поэтому начинаем с игры. Учимся подбрасывать и ловить мяч, стукать им об пол и находить удовольствие в этом нехитром занятии. Без этого детство - не детство. Учимся баюкать кукол. Представляете, не все современные мальчики знают, что такое оловянные солдатики и как с ними играют. Все эти нынешние «членистоногие» - с подвижными суставами - прежних солдатиков не заменяют. Детям не хватает простых игрушек и простых игр, которые дают толчок воображению, дают повод к взаимодействию, общению, дружбе.

Работать в Лефортовсоком центре чрезвычайно сложно. У детей здесь в основном военные отцы. А военнослужащие, как известно, на одном месте не задерживаются - перемещаются по долгу службы. Только поставишь на прочные носочки миленькую солистку, ее отцу приходит приказ - переезжать, и с сожалением приходится расставаться с новоявленным талантом. Наладишь отношения с юношеской частью коллектива, отработаешь с ними правила поведения на сцене, закрепишь партнерш, как вдруг заявится опытный мастер спортивной борьбы и уведет сразу нескольких, поддавшихся на уговоры. Снова начинай поиски исполнителей, ищи новые таланты. Конечно, богата наша земля, но уж очень много труда нужно вкладывать в дело. И умения. И души. Но, как бы ни было трудно, любовь к танцам для Константина Савельевича превыше всего, и он отдает любимому занятию все свои силы, всего себя без остатка.

Танцы, которые ставит прекрасный балетмейстер и педагог Константин Савельевич Марченков, учат дружить, учат радоваться общим успехам, учат понимать красоту, ценить ее и создавать. Недаром к нему на занятия в Лефортово едут даже из Орехово-Борисово.

Наверно, не случайно празднование 75-летнего юбилея К.С. Марченкова совпало с днем рождения великого классика русской литературы А.С. Пушкина. Балет - искусство классическое, балетные танцы исполняются под классическую музыку. 6 июня 2002 года в концертном зале Дома офицеров МВО состоялось чествование Константина Савельевича.

Так совпало, что к этому событию был завершен ремонт Дома офицеров, и все его великолепные помещения выглядят теперь обновленными и нарядными. Зеркальные паркетные полы, устланные ковровыми дорожками, красочные стены и белоснежные потолки, золотого блеска хрустальные люстры, новые тяжелые шторы на окнах, занавес сцены, мягкие удобные кресла, выполненные по индивидуальному заказу, отлаженная работа вентиляции зрительного зала - все это создает праздничный умиротворяющий настрой, располагающий к благодатному, здоровому отдыху. Все присутствовавшие здесь 274 человека чувствовали себя уютно и непринужденно, разделяя с юбиляром его торжество.

Началось оно с поздравлений. Ведущая концерта М. Голубкова, давняя подруга и коллега Марченкова, огласила приветствия. Вот они: юбиляра поздравили представители Департамента образования Правительства Москвы, Управления образования ЮВАО, Лефортовской Управы, дирекции ДО МВО. Теплое поздравление с символическими подарками вручили воины Комендантского полка МВО. Романсом «Только раз бывают в жизни встречи» приветствовала Константина Савельевича влюбленная в него и его творческий талант певица из города Обнинска Г. Журавлева.

Юбилейный концерт подготовил сам юбиляр. Он - в одном лице режиссер-постановщик, художник по костюмам, организатор и спонсор программы. Стоило это ему великих хлопот, заняло уйму времени и немало средств. И не напрасно - вечер удался на славу. Все 19 номеров (без малого два часа!) были проведены с изяществом прекрасного мастера и смотрелись на одном дыхании.

Перед глазами восторженных зрителей прошли ученики Константина Савельевича всех возрастных групп - от непосредственных дошколят до зрелых, маститых артистов, таких как народная артистка России Г. Шляпина. Ее мастерство, конечно, достойно самых высоких похвал. Но танцы более молодых исполнителей О. Молочко (солистка 6 номеров), М. Седлецкой (солистка 2 номеров), О. Мордвиновой, Н. Твердохлебовой, М. Кононенко, М. Александровой, Б. Хрисанова вызывают не меньшее восхищение. Дух захватывает от восторга, когда смотришь, как грациозно, с достоинством держатся на сцене самые маленькие исполнители классической музыки Чайковского - Лефортовские солдатики. Бесконечно радует почти профессионализм школьниц постарше. Чувствуется, что все исполнители любят балет и рады подчиняться своему любимому учителю.

Но более всего поразил меня лично сам юбиляр. Его движения, правда, уступают молодым по динамике. Но я знаю о многих его болячках и частых жалобах на здоровье. А тут, на сцене, я вижу очень подвижного, богатого на движения, резвого человека. А уж когда он с юношеской легкостью (в свои-то 75!) поднимает партнершу, взрослую девушку, несет ее круг-другой на руках, на плече, да так свободно, без видимого напряжения, я умиляюсь и рукоплещу его силе, таланту, великолепию. Так и держать еще много лет!


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ